О кальвинизме

Говоря о спасении Апостола Павла, Иоанн Златоуст отвечает своим оппонентам, считающим, что Павел был спасен не по своей воле: «Итак, здесь некоторые восстают и говорят: что же удивительного, что Павел обратился? Бог, ведь, как будто веревку, накинул на шею его голос — и так привлек его к Себе… Бог, говорят, привлек его к Себе насильно. Как насильно? Скажи мне… Так и тебя Он зовет сегодня тем же голосом, но ты не слушаешь. Видишь ли, что дело произошло не насильно? Если бы тут было принуждение, то и тебе надлежало бы послушаться; если же ты не слушаешь, то и он, очевидно, послушался по доброй воле. И чтобы вы уверились, что призвание Божие, конечно, много содействовало спасению Павла, как и всех других людей, однако ж не отняло у него собственных подвигов и заслуг, приобретаемых силой воли, и не стеснило его свободы, но что он, напротив, обратился добровольно и по собственному расположению, это объясняю другим примером. Иудеи слышали раздавшийся с неба на волнах иорданских голос, не Сына, но Отца, говоривший о Христе: Сей есть Сын Мой возлюбленный (Мф.3:17), и однако ж говорят: обманщик тот (Мф.27:63). Видишь, какая явная борьба?.. Видишь, что везде нужна добрая воля и душа прямая и незанятая страстью? Вот, и там голос, и здесь голос: но один (Павел) повиновался, а другие (иудеи) упорствовали… Павел обратился добровольно и по расположению. Теперь хочу, чтобы вы твердо знали вот эту истину, что Бог не делает насилия не хотящим, но влечет только желающих. Поэтому Христос говорит: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец» (Ин.6:44). Влекущий влечет желающего, лежащего на земле и простирающего руку. И чтобы вам увериться, что Бог не делает никому насилия, но что, если Он и хочет, а мы не хотим, дело спасения нашего распадается, не потому, чтобы воля Его была немощна, но потому, что Он не хочет никого принудить, необходимо этот предмет рассмотреть, так как многие часто пользуются этим предлогом к оправданию своей беспечности, и, увещеваемые к принятию крещения, к перемене образа жизни на лучший и к другим подвигам, но при всем том оставаясь в небрежении и нерадении, отвечают так, что, если Богу будет угодно, то Он убедит меня — и я переменюсь. Я и не осуждаю их, напротив, еще весьма одобряю за то, что они прибегают к воле Божией; только хочу, чтобы они и сами делали, что должны со своей стороны, а потом уже и говорили: если Богу будет угодно… Бог, как сказал я, никогда никого не ведет к Себе силой и принуждением; нет, Он всем желает спастись, но никого не принуждает, как и Павел говорит: «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4). Как же не все спасаются, если Он всем хочет спасения? Это оттого, что не всех воля следует за Его волей, а Он никого не принуждает. Так Христос говорит и к Иерусалиму: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се оставляю вам дом ваш пуст» (Лк.13:34,35). Видишь, что если Бог и хочет, но мы не предаемся воле Его, то остаемся в погибели? Бог, еще раз повторяю, готов спасти человека, не принужденно, не против воли, но по доброй воле и расположению самого человека… Тех же, кои не хотят и уклоняются, Он не принуждает и не неволит, желая этим показать, что не Он должен благодарить нас за служение наше, а мы — Его за Его господство» [298].

Один комментарий
  1. ОЧЕНЬ РАДА ,ЧТО НАШЛА ЭТОТ САЙТ.БЛАГОДАРЮ ГОСПОДА,ЗА ТО,ЧТО ВЕРНЫЕ ЕМУ ЛЮДИ,ПРОПОВЕДУЮТ ЕГО СЛОВО НЕИСКАЖЕННО.БЛАГОСЛОВЕНИЙ ВАМ НА НИВЕ БОЖЬЕЙ.

Комментирование закрыто