О кальвинизме

Джон Уэсли писал следующее о безусловной неотступности в одном из писем в 1789 году: «Какое это счастье, дорогая Генриетта, что вы уберегли себя от этого вредоносного учения и можете жить в святости, без которой мы не увидим Господа. Награда перед вами, не ослабевайте. В свое время пожнем, если не ослабеем» [321].

Джон Уэсли придерживался учения о свободной воле. Он также разработал понятие предваряющей благодати, которая дает любому человеку возможность откликнуться на предложение спасения во Христе [322]. Уэсли стал активным проповедником и популяризатором арминианства в 18-ом веке, он даже выпускал журнал под названием «Арминианин».

Уэсли, анализируя Писание, пришел к выводу о сохранении верующего силой Божьей на условии веры. Он заключает: «Если верующий может потерпеть кораблекрушение в вере, значит человек, верующий сейчас, может через какое-то время стать неверующим… Бог есть Отец тех, кто веруют, пока они веруют, а дьявол — отец неверующих, независимо от того, веровали они когда-то или нет» [291, с. 462-477].

Одним из лучших уэслевских богословов был Ричард Ватсон, который очень ясно выразил суть предопределения на основании предузнания Бога, показывая, что знание не является влиянием: «Предведение Бога, таким образом, не влияет ни на свободу, ни на неопределенность действий по той простой причине, что знание не является влиянием, и действия могут быть определенно известны заранее, и не превратятся от этого знания в неизбежные» [323]. Само по себе знание не является причиной будущего.

2.10.1.3.3. Разные направления в кальвинизме

Стержнем учения кальвинизма является вопрос о предопределении. По поводу отдельных деталей даже в среде кальвинистов не было полного единодушия. Говоря о предопределении, одни кальвинисты считают, что Бог сначала предопределил, кто будет спасен, а кто будет проклят, а потом организовал грехопадение; другие же считают, что Бог сначала решил сотворить людей и позволить им согрешить, а потом решил, кого спасти, а кого осудить. В зависимости от взгляда на время предопределения Бога людей к спасению или к погибели и от логического порядка  Божьих промыслов богословы делят учение сторонников предопределения на:

1. Супралапсарианство (Бог предопределил людей к спасению или к осуждению еще до грехопадения. Грехопадение рассматривается как средство для исполнения промысла осуждения).

2. Сублапсарианство, или инфралапсарианство (Бог предопределил людей к спасению или к осуждению после грехопадения. Промысел осуждения логически вытекает из промысла, позволяющего грехопадение) [272, с. 43, 44].

Один комментарий
  1. ОЧЕНЬ РАДА ,ЧТО НАШЛА ЭТОТ САЙТ.БЛАГОДАРЮ ГОСПОДА,ЗА ТО,ЧТО ВЕРНЫЕ ЕМУ ЛЮДИ,ПРОПОВЕДУЮТ ЕГО СЛОВО НЕИСКАЖЕННО.БЛАГОСЛОВЕНИЙ ВАМ НА НИВЕ БОЖЬЕЙ.

Комментирование закрыто