О кальвинизме

«Женевская Библия» в статье «Предопределенное искупление» поясняет: «Предопределенное искупление, которое иногда называют «частным», или «ограниченным» искуплением, — это исторический термин, принятый в реформатском богословии и обозначающий цель, которой, по замыслу Бога, послужила смерть Иисуса Христа. Не ставя под сомнение ценности принесенной Христом жертвы и Божьего приглашения ко всем, кто слышит Евангелие (Отк.22:17), учение реформатской церкви основывается на том, что смерть Христа удалила грехи всех избранных Божьих, сделала возможным их приход к вере через возрождение и сохраняет в вере для славы. В этом действенном результативном смысле Христос умер не за каждого человека» [332, с. 1428].

Справедливости ради, следует отметить, что многие кальвинисты не отрицают достаточности искупления, не отрицают искупительную силу смерти Христа, но почти все они считают, что замысел Бога был в том, чтобы обеспечить спасение только для тех, кто будет спасен, т.е. для избранных. Для кальвинистов вопрос стоит так: «Собирался ли Бог Отец, посылая Сына на землю, обеспечить спасение для всех и каждого?». Постановка такого вопроса естественна, потому что в случае положительного ответа появляется несогласованность с остальными позициями кальвинистского учения в отличие от арминиан, которые считают, что Христос умер в равной степени и для спасенных, и для тех, кто не примет спасение. Типичная позиция современных сторонников кальвинизма выражена в работе Роджера Николя: «Все спорящие стороны, особенно реформаторы, охотно согласятся, что смерть Господа нашего в добродетели Его Божественной природы бесконечно ценна, поэтому вполне достаточна для избавления всего человечества,… если Он так это задумал… Замысел обеспечить спасение для всех, кто фактически будет избавлен, и только для них… Если мы считаем, что Христос умер за все человечество, приняв на Себя Божественную кару за грехи всех людей, оказалось бы, что в день суда не остается грехов, которые могли бы быть наказаны, следовательно, все люди должны были бы быть спасены » [334].

То же говорит и Луис Беркхоф: «Невозможно, чтобы те, за кого Христос уплатил такую цену, чьи грехи искуплены, погибли из-за своей вины» [273, с. 395].

Основные доводы кальвинистов в пользу ограниченного искупления следующие:

1. Христос уплатил на кресте полную цену искупления за избранных, если Он уплатил за тех, которые не избраны и не спасутся, то это значит, что смерть Христа не спасла их, и Христос напрасно проливал Кровь за неспасенных. Какой смысл Христу умирать за тех, о ком Он заведомо знает, что они не примут Его жертву и отвергнут спасение? В таком случае ситуация схожа с той, когда на пир в городе приглашается строго определенное количество людей, а столы накрываются для всех живущих в этой местности.

2. Если Всемогущий Бог кого-то выкупил из рабства, то тогда никто и ничто не может удержать бывшего раба в неволе, потому что в противном случае уплативший за Него Бог не есть всемогущий. Замыслу Бога невозможно противостоять, поэтому, если бы искупление было всеобщим, все были бы спасены.

3. Каждый осужденный на адские муки подвергается вторичному наказанию за то, что искупил уже один раз Христос, поэтому искуплены были только грехи тех, кто действительно спасен.

Один комментарий
  1. ОЧЕНЬ РАДА ,ЧТО НАШЛА ЭТОТ САЙТ.БЛАГОДАРЮ ГОСПОДА,ЗА ТО,ЧТО ВЕРНЫЕ ЕМУ ЛЮДИ,ПРОПОВЕДУЮТ ЕГО СЛОВО НЕИСКАЖЕННО.БЛАГОСЛОВЕНИЙ ВАМ НА НИВЕ БОЖЬЕЙ.

Комментирование закрыто