О музыке в церкви

Музыкальное служение в церкви, В. С. Немцев

Под музыкой мы будем понимать звуковое искусство, включающее инструментальную музыку и вокальную музыку (пение).
Музыкальное служение в церкви играет важную роль и является существенным элементом поклонения Богу и прославления Бога. Христианское песнопение — это не только важная часть церковных богослужений, но и жизненная потребность последователей Христа. Оно ободряет и подкрепляет дух, вселяет в сердце надежду и радость, возносит и утверждает Божии истины, назидает и устремляет к горнему. На протяжении всей истории христианства музыка играла важную роль в поклонении, в прославлении Бога, оказывала содействие в духовном возрастании верующих. Священное Писание говорит нам о том, что дети Божии использовали этот чудесный Божественный дар музыки, псалмов, гимнов и духовных песнопений в самых различных жизненных ситуациях. Мартин Лютер (1483-1546) писал: «Я не нахожу удовольствия в человеке, который презирает музыку. Музыка — это не человеческое изобретение; это — дар Бога. Я ставлю ее в один ряд с богословием». Он подчеркивал, что музыка «приготовляет сердце к восприятию Божественного Слова и истины» и что «дьяволу не надо отдавать все прекрасные мелодии». Блаженный Августин (354-430) так описывал благотворное воздействие на него церковной музыки: «Я плакал от красоты ваших гимнов и песен, меня сильно ободряла благозвучность пения вашей Церкви. Эти звуки влетали мне в уши, а истина проникала в сердце». Д.Л. Муди (1837-1899) отмечает: «Пение почти так же может влагать в разум людей Слово Божье, как и проповедь. С того момента, как Господь призвал меня, мое понимание важности выражения хвалы Богу в песне постоянно возрастало». Иоанн Златоуст (347-407), сравнивая мирское и духовное пение, говорит: «Обычные песни и мирские мелодии, щекоча слух и обманывая разум, уводят нас от добра, но небесные напевы приводят душу в стройную упорядоченность». Климент Александрийский (150-215) пишет о том, что христианская душа «изливает себя в славословиях, хвалениях, благословениях, в восторженных песнопениях и поэтому ни на мгновение не разлучается со своим Богом». [119; 120].

Важным вопросом для поместной церкви, вокруг которого идут бурные дискуссии, является вопрос о том, каким должно быть музыкальное служение в церкви, чтобы оно было угодно Богу при поклонении и прославлении. На эту тему имеется много мнений, которые отражены в разных источниках [119–150]. Нашу точку зрения по вопросу музыкального служения можно выразить в следующих основных тезисах:

1. Существует угодная (духовная) и неугодная Богу (мирская) музыка, нейтральной музыки не бывает. Не всякие музыкальные произведения имеют Божественный источник вдохновения.

2. Новозаветная Церковь не должна механически копировать ветхозаветные формы поклонения Израиля, так как Церкви открыты более высокие духовные истины во Христе.

3. Духовная музыка и духовные песни христиан имеют свои библейские критерии и мерки, основными из которых являются следующие:

а) духовные песнопения имеют своим источником Господа, рождаются под водительством Духа Святого и исполнены Духом Святым;

б) отражают опыт и переживания духовных людей — детей Божьих, имеющих тесное общение со Христом; и авторы, и исполнители должны быть духовными личностями, при этом манера исполнения должна быть смиренной, кроткой и целомудренной;

в) служат для прославления Бога, а не человека;

г) основаны на Слове Божьем, не противоречат духу Писания, имеют непреходящие ценности, выдерживают проверку временем и наполнены здравым смыслом;