О музыке в церкви

Прославление Бога неразрывно связано с поклонением. Прославление — это выражение похвалы и одобрения, а поклонение — это отношение с почтением и благоговением. Мы не можем прославлять Бога и в то же время не поклоняться Ему.

Популярным приемом у защитников музыкальной вседозволенности в церкви является перенесение описанных в псалмах 149 и 150 форм прославления и поклонения на богослужение в церкви. Если внимательно проанализировать эти псалмы, то мы увидим, что это неправомерно не только в силу разных поклонений в Ветхом и Новом Завете, но и по сути описания событий в псалмах по их контексту. В Пс.149 не говорится о поклонении в Храме и, тем более, здесь нет ни слова о церкви. Никому ведь не приходит в голову принести кровать в церковь, или привести язычников и устроить над ними суд, как об этом мы читаем в поэтических строках этого псалма: «Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих. Да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их для того, чтобы совершить мщение над народами, наказание над племенами, заключить царей их в узы» (Пс.149:5-8). Псалом 149 имеет эсхатологическое значение и указывает на Тысячелетнее Царство, когда все племена и народы признают Христа Царем и Иерусалим — Его столицей (ср. Иез28:25,26; Иоил.3:17-20; Мих.5:4-15). Духовный смысл этого псалма — хвала Господу по поводу разных событий: в собрании святых, используя инструменты (ст.1, где речь идет о собрании, не говорит о конкретных инструментах. Конкретно о порядке храмового пения сказано в других текстах — 1Пар.15:16, 19-21, 28; 2Пар.29:25,26; Езд.3:10); весь Израиль веселится о Создателе своем и хвалит Его с ликами (танцами); ложишься спать — хвали Господа на ложе; в день суда над безбожниками — хвали Господа за справедливый суд. Здесь говорится не о поклонении в Храме или в церкви, но о том, что дух прославления Господа должен повсюду сопровождать детей Божьих.

Тот же духовный смысл заложен и в Пс.150:

1Аллилуйя. Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его.

2Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.

3Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.

4Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.

5Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.

6Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуйя.

В этом псалме языком поэзии выражается призыв к хвале Бога.

Первый стих говорит нам о том, что местом поклонения Богу является и земля и небеса, все созданное Богом: «Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его». Этот стих показывает, что место восхваления Бога не ограничено.

Второй стих говорит о том, что является причиной восхваления. Хвала должна быть за то, что сделал великий Бог и Кем Он является.

Стихи с третьего по пятый показывают разнообразие форм хвалы. Хвалите с ликами означает с танцами и плясками, что, естественно, не относится к храмовому служению.