О музыке в церкви

Вот что говорит Мэтью Генри о Пс.150: «Самая лучшая музыка для Божьего уха — это посвященное и благочестивое сердце, не мелодичный напев, а мелодичное сердце. Прославляйте Бога сильной верой, святой любовью и радостью; прославляйте своей твердой уверенностью во Христе; прославляйте Его верой в победу над силами тьмы; прославляйте Его с искренним желанием приблизиться к Нему и с чувством полного удовлетворения от общения с Ним; прославляйте Его радостной покорностью всем Его повелениям; прославляйте Его почитанием всех Его заповедей; прославляйте Его, радуясь великой любви и утешаясь Его великой благостью» [162].

Таким образом, мы видим, что в вопросах музыки в Храме в ветхозаветные времена не было вседозволенности, потому что разная музыка оказывает разное влияние на людей. В Новом Завете, тем более, мы видим отделение духовной музыки от мирской. Два основополагающих текста о духовной музыке и песнопении (Еф.5:18-20; Кол.3:16,17) свидетельствуют о том, что в период Церкви не упоминаются ни танцы, ни хлопанье, ни другие внешние формы выражения поклонения и прославления Бога, которые были типичны для внехрамового поклонения Израиля.

Существенно то, что в текстах Нового Завета о музыке мы опять встречаем неугодную Богу музыку в действии сатаны, которая открывается нам в двух аспектах: обольщение людей и суд над такой музыкой. Описание падения Вавилона, великой блудницы (Отк.17:1), напоминает нам, что языческая музыка будет до самого конца выступать как средство обольщения людей и как средство духовного блудодеяния:

Отк.17:1,2,4,5 «И пришел один из семи ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мной, сказал мне: «Подойди, я покажу тебе суд над великой блудницей, сидящей на водах многих. С нею прелюбодействовали цари земные, и вином ее блуда упивались живущие на земле». И женщина облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотой блуда ее; и на челе ее написано имя, тайна: «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным».

Отк.18:2 «Пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы».

Отк.18:21-23 «И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: «С такой силой повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его. И голоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях, и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе; и свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе, ибо купцы твои были вельможами земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы».

Предупреждение о неугодной и враждебной Богу музыке мы находим у Апостола Павла в его повелении отстраняться от всякого участия в языческих идолопоклонствах:

1Кор.10:7,8 «Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые их них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть. Не станем блудодействовать, как некоторые их них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи».

Апостол Павел также предостерегает от пирований:

Рим.13:13 «Как днем будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям [2970] и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти». Слово пирование (греч. комос — индекс Стронга [2970]) означает шумное гуляние, пир, безудержное веселье [1].