О музыке в церкви

Апостол Павел, говоря о новозаветной музыке, выделяет только псалмы, гимны и духовные песни. Не случайно он говорит не просто о нейтральных песнях, а о том, чтобы христиане назидали «себя псалмами и славословием и песнопениями духовными» (Еф.5:19), повторяя эту мысль в Кол.3:16 («духовными песнями»).

Нельзя считать, что Бог принимает какие-то греховные и неугодные формы поклонения, если в них присутствует хоть что-то доброе, части или элементы с хорошим содержанием, смешанным с неугодными звуками и словами, ибо написано: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем, ибо Тот же, Кто сказал «не прелюбодействуй», сказал и «не убей» (Иак.2:10,11). Здесь запрещается всякое смешение греховного и святого, как и в других текстах Писания (Рим.12:2; 1Ин.2:15-17; Иак.3:12; Иак.4:4; 1Кор.5:7,8; 2Кор.6:15-18; Отк.18:4).

Музыка может вызывать положительные эмоции, но может вызывать и состояние транса, способствовать принятию ложных духов и действовать как наркотик, делая людей, слушающих ее, зависимыми. Требующая экстаза музыка как ритуал знакома во всех языческих религиях идолопоклонства. Что-то подобное представляет сегодня рок- и поп-музыка. Участники предаются монотонным ритмам и напевам, пока не впадают в состояние транса и не попадают под одержимость от духов, переживая «соединение с божеством». Обратим внимание на одно свидетельство: «Стивен Мафосах вырос в Зимбабве (Африка). Во время культовых ритуалов он играл на барабанах, чтобы вызвать злых духов. Обратившись в христианство, он отобрал десять современных христианских альбомов, из самых популярных, и назвал их «неприемлемыми, отвратительными и оскорбительными» [123]. Разве не говорит это о том, что музыка не является нравственно нейтральной?

Наш Бог «не есть Бог неустройства, но мира» (1Кор.14:33), Он есть Бог гармонии и порядка, Бог совершенства. И человека Он создал способным воспринимать все прекрасное, наделив Его соответственными органами. Всякая дисгармония противоестественна для человека и приводит к отрицательным воздействиям, даже если человек этого не замечает. Ноты, звуки сами по себе еще не есть музыка, а только исходный материал для музыки. Какой выбор средств сделает автор, в какой манере и в каком духе находятся автор и исполнитель — от этого будет зависеть облик музыки и ее воздействие. В современной музыке хорошо известно такое понятие, как музыкальный наркоз. Музыка может достигать высших сфер души и духа, но может воздействовать и на плоть. Л.Э. Семлек пишет: «Можно даже подробно перечислить качества музыки, которое производят не духовное, а чисто физиологическое, даже наркотическое действие, а именно: а) звуки по тембру шумового характера (шумовые, ударные, некоторые электроинструменты); б) неточная высота интонации (чрезмерное вибрато, скользящие звуки-глиссандо, в общем нечистые звуки; в) постоянное преобладание крайних регистров (нижние и верхние); г) монотонно-повторяющиеся мелодичные мотивы; д) повышенная громкость звука; е) монотонная ритмика. В совокупности эти факторы усиливают физиологический эффект, причем частично выключается высшее сознание, остается только нижняя физиологическая часть, а шум может заглушать слова и люди не бодрствуют над тем, что слышат» [160].

Говоря о значении средств выразительности в музыкально-певческом служении, В.И. Павлов пишет: «Мелодия — это музыкальная мысль, выраженная одноголосно (осмысленная последовательность звуков). Мелодия является основой музыки. В музыке должно преобладать мелодичное начало как существенный элемент красоты…Мелодия сохраняет связь с речью. Как в мелодии, так и в речи важное значение имеют высота звука, ритм, громкость, темп, оттенки тембра, определенная расчлененность; логическое соотношение частей, динамика их изменений и взаимодействий. Эта связь со словом проступает также в мелодичной фразе средней величины, отвечающей длительности человеческого дыхания… Интонация — это важнейшее музыкально-эстетическое понятие. Это — высотная организация музыкальных тонов по горизонтали. Это — манера музыкального выражения, эмоциональная окраска звучания. Вся сила пения сокрыта в правильности интонации, в окраске слова и фразы. Пение воспринимается как правдивая, взволнованная речь, имеющая любой эмоциональный тон: спокойное размышление, участие, сострадание, скорбь, радость, ликование; все эти тона возникают и чередуются гибко и естественно…Метр или размер. Как для живописца необходимо ощущение и измерение пространства, так для музыканта и певца важно чувство меры времени. Метр или размер в музыке и в поэзии — это ритмическая упорядоченность, основанная на соблюдении меры, определяющей величину ритмических построений. Метр — это равномерное чередование акцентов в музыке…Ритм — это организованная последовательность длительности звуков, подчиненная метру и темпу.