О музыке в церкви

Неожиданно руководитель дал знак, и моментально смолкли все бубны. Европейцы вышли из своего экстаза. Они были очень удивлены, пристыжены и извинялись за свои глупости. Они даже не знали, что они делали. Руководитель с улыбкой на лице разъяснил: «Это та музыка, которая все больше внедряется и практикуется европейцами. Эта музыка — также источник американских, негритянских спиричуэлов». Затем, широко улыбнувшись, добавил: «Европейские христиане теперь пишут слова к такой музыке»… Мы переживаем сейчас демонический взрыв. Цель этой музыки — не только смести все порядки Божьи. Здесь намного большая цель: подготовить путь к антихристианскому мировому господству» [131]. Отметим, что здесь не было никаких слов, а было только воздействие звуков и ритма. Даже древний языческий философ из Греции Аристотель (384–322 до Р.Х.) мудро заметил: «Музыка представляет страсти души, и если человек будет слушать порочную музыку, то и сам станет порочным и нечистым по своей сущности». Он писал: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи…Подобно тому, как гимнастика способствует до определенной степени развитию физических качеств, так музыка способна воздействовать на этическую природу». А древнегреческий философ Платон (427–347 до Р.Х.) говорил: «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему…Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного». Русский писатель И.С. Тургенев (1818–1883), подчеркивая доброе воздействие прекрасной музыки на человека, утверждал, что «музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках», а немецкий композитор Л. Бетховен (1770–1827) писал: «Музыка должна высекать огонь из души человеческой». Мысль о том, что музыка может сказать иногда то, что нельзя сказать словами, выразил немецкий писатель и композитор Э.Гофман (1776–1822): «Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый источник выражения там, где речь умолкает». «Цель музыки — трогать сердца», — писал И.С. Бах.

Дэн Лукарини, который раньше был христианским рок-музыкантом, но потом по милости Божьей резко изменил свои ценности и свое мнение о современной христианской музыке, пишет по поводу моральной нейтральности музыки:

«Убеждение о том, что музыка не имеет никакого отношения к морали, — это очень популярный довод новаторов и основа философии современной музыки. Это убеждение было сформулировано в Символе веры христиан-рок-музыкантов: «Мы исповедуем очевидные истины о том, что любая музыка создана равной: ни один инструмент или музыкальный стиль не является сам по себе злом, что разнообразные формы музыкального выражения, которые доступны человеку, — это только одно из проявлений безграничных творческих способностей нашего Небесного Отца»…Идея о том, что музыка находится вне морали, возникла тогда же, когда стала популярной современная христианская музыка, — в 80-х годах двадцатого века. Несмотря на то, что этот довод не имеет под собой практически никаких оснований, многие христиане верят, что это — абсолютная истина…Каждый, кто принимает такую точку зрения, автоматически снимает с себя все ограничения в выборе музыки. Стоит только заявить, без библейского на то основания, что музыка не имеет отношения к морали, и что нравственные или безнравственные могут быть только слова песни, и ни один традиционалист не сможет подвергнуть критике современную христианскую музыку…Ноты и аккорды сами по себе не могут принести вреда. Бог создал мелодию, гармонии ритм, и как понятия они безвредны…Когда новаторы утверждают, что музыка сама по себе стоит вне морали, они имеют в виду не просто ноты, аккорды, мелодию, гармонию и ритм как понятия. Они ведут речь об определенном музыкальном стиле, в котором написана их любимая песня. Ни новаторы, ни традиционалисты на богослужении не поют одни ноты. Все они поют кем-то написанные песни. И поскольку песню пишет человек, она неизбежно несет на себе отпечаток индивидуальности своего создателя. Верите ли вы в то, что человек способен испортить музыку? Убежден, все вы согласитесь, что это так. Теперь вы понимаете, в чем лживость довода о том, что музыка нравственно нейтральна? Все же многие продолжают верить отъявленной лжи о том, что любая музыка приемлема для прославления и поклонения. Никто на служении не исполняет абстрактную музыку. Каждая песня написана в определенном стиле. Уже по одной этой причине я утверждаю, что концепция о нравственной нейтральности музыки ошибочна. Вместо того, чтобы спорить, нравственная музыка или нет, мы должны спросить себя, ассоциируется ли у меня та или иная музыка с тем или иным поведением? Да, ассоциируется, и это легко показать. У меня она ассоциируется с безнравственностью, половой распущенностью, проституцией, наркотиками и бунтом против законной власти. Но, Дэн, можете спросить вы, ты, наверное имеешь в виду безбожные светские тексты песен, а не саму музыку. Нет, я имею в виду саму музыку. За несколько десятилетий существования рок-музыки в нашей культуре возникла прочная связь между ней и безнравственным поведением. Изменение слов в песнях и исполнителей не может разорвать эту связь…Бог создал всякое творение и назвал его хорошим. Человек — творение Божье. Звук — тоже творение Божье. Мелодия, гармония, ритм — тоже Его творение.