О музыке в церкви

Бог создал музыкальный строй. Однако создал ли Бог конкретную песню: с определенным звучанием, с определенной мелодией, в определенной гармонии? Конечно, нет. Песню написал человек…Новаторы могут возразить, что Бог может искупить «плохую» музыку и использовать ее для Своей славы. Но покажите мне главу или стих в Библии, где описывалось бы, что Бог делает это» [122].

Основной проблемой при «всеядном» подходе к музыке является то, что к поклонению и к следованию за Христом вообще относятся так, как это удобно и выгодно человеку, а не Богу, как будто человек является хозяином положения, а Бог является средством для достижения цели людей. В пятом тезисе Кембриджской декларации Евангельского альянса отмечается, что в силу утраты богоцентричности «поклонение стало развлечением, проповедь Евангелия — рынком, вера — учебной программой, праведность — ощущением комфортности, верность — достижением успеха». Э. Молер, президент Южно-баптистской семинарии, в 1996 году сказал об этом достаточно ярко: «Потребительское отношение к жизни и материализм, процветающие в современной культуре, ввели в соблазн многих евангельских верующих: они начали заниматься церковным маркетингом, а не миссионерством. Что еще хуже, евангельские христиане идут на нравственные компромиссы, оправдывая это правом выбирать собственный образ жизни. Истинное библейское поклонение зачастую вытесняется индустрией развлечений; вкусы аудитории и манера исполнения становятся важнее простого и богоцентричного поклонения. Наши церкви по-мирски живут, по-мирски поклоняются, по-мирски поступают. Поклонение Богу зачастую превращается в человекоцентричное развлекательное мероприятие» [122].

Далеко не все равно, какие гимны будут возноситься на богослужениях: возвышенные, чистые, ликующие, соответствующие Духу Христову, или нечто противоположное. Нужно научиться внутренним слухом подниматься на высоты Божии, где струны души ощущают нежное прикосновение «тихого ветра» (3Цар.19:12).

Как и мудрость, сходящая свыше, которая, «во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак.3:17), является иной, чем мудрость «земная, душевная, бесовская» (Иак.3:15), так и духовная музыка имеет иной источник, иную природу, иное содержание, иные цели и иное воздействие, чем музыка светская, мирская, греховная. И каждая музыка и всякое музыкальное служение не являются нейтральными, но несут то или иное воздействие. Есть музыка, угодная Богу, и есть неугодная Ему. Музыка во все времена служила либо для прославления Бога, либо для развлечений или ложных поклонений. Поэтому не всякое музыкальное служение пригодно в церквах. Истинное назначение музыки — славить Бога. Справедливо сказал испанский композитор Кристобальди Моралес: «Если музыка делает что-либо, кроме прославления Бога, она совершенно уклоняется от своей цели». Каждый, служащий в церкви даром музыки, должен стремиться к тому, чтобы сказать: «Да будет благоприятна Ему песнь моя» (Пс.103:34).

2. Новозаветная Церковь не должна механически копировать ветхозаветные формы поклонения Израиля, так как Церкви открыты более высокие духовные истины во Христе.

Различия в духовном положении и близости перед Богом ветхозаветного народа Божьего и новозаветной Церкви имеют существенное влияние на вид поклонения. Благодать Божья, которая обильно излилась на детей Божьих, принадлежащих к Телу Христа, предполагает высокую степень ответственности христиан. Поэтому мы не можем просто во всех отношениях скопировать богопрославление Израиля. Центром жизни и поклонения христианской общины становится не Храм или какое-то особое место, а Личность Иисуса Христа, через Которую верующие приходят к Богу Отцу. Израиль и Храм не выполнили до конца Божьего замысла, они не всегда функционировали согласно Божьей воле, и поэтому Новый Завет указывает на то, что Иисус Христос становится новым средоточием спасения и благословения для народов. Храмовую завесу, разодравшуюся сверху донизу в момент смерти Христа (Мф.27:51; Мк.15:38; Лк.23:45), можно рассматривать как открытие всякому верующему доступа в Божье присутствие. Это событие можно рассматривать и как выражение Божьего суда. Господь осудил мертвое поклонение Израиля и отсутствие правильных отношений с Живым Богом:

Мф.23:37-39 «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликните: «Благословен Грядый во имя Господне»».