О музыке в церкви

1. Существует угодная (духовная) и неугодная Богу (мирская) музыка, нейтральной музыки не бывает.

Одно из основных заблуждений последователей либеральных форм поклонения состоит в утверждении, что всякая музыка является даром от Господа и поэтому всякая музыка может славить Бога. Некоторые утверждают, что исполнение музыки с христианскими словами в церкви придает ей духовный смысл и тем самым славит Господа. Священное Писание говорит нам об обратном. Об этом говорят и многие исследования [127; 129–131; 134; 150–153].

Известно, что даже если произносятся правильные слова или библейские тексты, но дух исполнения и манера исполнения являются мирской, такое служение может превозносить человека, но оно не славит Господа. Использование в музыкальных произведениях духовных слов «аллилуйя», «спасение», «любовь», «слава Богу», «Господи» и т.п. не делают эти произведения духовными. Здесь можно привести аналогию с человеком, который говорит о Боге, пришел в храм, но не имеет личных отношений с Богом, не имеет живой и спасающей веры и поэтому его слова и его сердце не прославляют Господа. Господь Иисус Христос предупреждает: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? Не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?». И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7:21-23).

Одним из основных методов преподнесения мирской музыки при либеральном поклонении в церквах является попытка красоваться перед людьми, любоваться собой и пением больше, чем созерцанием красоты Божьей и благоговением перед Его святостью. Хотя способность человека исполнять и слушать музыку является даром от Бога, и отдельные компоненты музыкальных произведений можно в какой-то мере назвать нейтральными, но то, что человек исполняет в качестве мелодии (со словами или без слов), уже является выражением его духовной сущности, его мышления и мировоззрения.

Недостаточно в вопросах музыкального поклонения и прославления одной искренности. Бога всегда должно славить только с искренним сердцем, но одной искренности мало, нужно еще выполнить требование истинности, потому что поклонение должно быть «в духе и истине» (Ин.4:24). Поклонение в истине предполагает исполнение Божьего Слова и Божьих повелений (Ин.17:17; Пс.118:86,138), соответствие поклонения Божьей природе и истине Христовой (Пс.144:18,19; Пс.88:6; Иер.10:10; Ин.1:17; Ин.8:32; Ин.14:6; Ин.16:13; 1Пет.1:22; 1Ин.5:6; 1Кор.5:8; 2Кор.4:1,2; 2Кор.13:8; Еф.4:21,24; Еф.5:9; Флп.4:8). Библия дает многие примеры того, как бессильна одна искренность без истины. Разве не искренне хотела Ева познать запретный плод (Быт.3:1-19)? Разве не искренне заблуждался Петр, когда просил Иисуса не идти на крест (Мф.16:21-24)? Разве не искренне многие будут творить чудеса, неугодные Богу (Мф.7:21-23)? Разве не искренне поклонялись идолу израильтяне, когда Моисей общался с Богом (Исх.32:1-26)? Разве не искренни были друзья Иова, которые убеждали его в человеческой мудрости, но Бог осудил их и оправдал Иова (Иов.42:7,8)? Разве мало сегодня таких людей, которые искренне заявляют о том, что они не согласны с многими моментами Библии? Путь такой искренности, не подкрепленный Божьими заповедями, ведет к плохим последствиям. Христос говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Истина всегда возвещалась силой Божьего Слова. Прямое, непосредственное поклонение Богу есть деятельность и духа, и ума, и сердца в Божьей истине.

Слово Божье дает нам ясные указания, что первозданный Божий дар музыки, как и все остальное, был опорочен грехопадением. В Библии мы встречаем описание того, как музыка служила язычеству и была оторвана от Бога, а также наблюдаем и другую линию, когда музыка и песни служили для прославления Бога.