О музыке в церкви

Музыка христиан, имеющих Духа Святого, должна быть духовной. Она не может быть такой, как музыка этого мира. Если мир будет видеть, что наша музыка не отличается от музыки грешного мира, то он будет склонен считать, что и образ жизни христиан не отличается от мирского образа жизни.

Центральным моментом в духовной музыке и пении является принесение славы Господу.

Духовные песни обращены в первую очередь к небесам и к нашему духу. Плотские песни имеют тенденцию к земному, направлены вниз, а духовные песни направлены к небу, и воодушевляют слушателей и певцов, воздействуют на внутреннего человека, прославляя Господа. Духовный текст обращается, прежде всего, к нашему духу, мелодия и гармония — к душе, а ритм особым образом воздействует на тело. Поэтому в отношении духовной песни можно сказать о четкой иерархии или о приоритетах: текст, мелодия, гармония, ритм. Все должно быть в соответствии. Но и само произведение, манера исполнения, стиль и т.п. должны соответствовать Божьему Духу. А. Янцен справедливо заметил: «Точно так же, как цель не оправдывает средства, так и христианский текст не освящает всякую музыку» [131]. Важен источник, откуда берет свое начало музыка. Духовная музыка берет свое начало от Господа, управляется Духом Святым и не имеет ничего общего с плотью, с человеческой гордостью. «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир. Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим.8:6-8).

В вопросах понимания музыки, как и в вопросах любой сферы духовной жизни, также должно быть и обновление ума (Рим.12:2), и выбор узкого пути (Мф.7:13,14), и желание оставить начатки учения и поспешить к совершенству (Евр.6:1), чтобы исполнить заповедь: «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп.4:8).

В церквах должна звучать только духовная музыка, выбор которой должен осуществляться по принципу, что она не должна быть похожей на мирскую музыку и не должна ассоциироваться с поведением людей в греховном мире. Д. Лукарини делится своими принципами по отношению к музыке в церкви: «В результате своего исследования я пришел к выводу, что Богу не безразличны наши пристрастия и вкусы, потому что мы являемся Его представителями на этой земле. Теперь я хочу поделиться с вами тем, какие принципы я сформулировал в ходе исследования Библии:

1. Избегай любой музыки, которая может ассоциироваться со злом (1Фес.5:22; 1Пет.2:11; Еф.5:3).

2. Моя свобода во Христе имеет ограничения (1Кор.10:23).

3. Не делайте свои пристрастия камнем преткновения для своего брата (1Кор.8:9,12).

4. Будьте созидателем, а не разрушителем (Рим.14:19)» [122].

Р. Эбертсхойзер предлагает следующие критерии для духовной оценки церковных песен: «Если мы хотим оценить сущность и действие песен, которые годны для духовной жизни церкви, тогда мы должны обратить внимание на различные принципы, которые Слово Божие представляет нам для такого испытания. В настоящее время это имеет особое значение для оценки харизматической «музыки прославления и поклонения», а также и других современных и традиционных церковных песен.