О музыке в церкви

Общий принцип Божьего мироздания — это отделение святого от нечистого, света от тьмы, потому что «Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин.1:5). Бог прибегает к отделению при сотворении: «И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы» (Быт.1:4). После грехопадения человека Бог отделяет грех от Себя и изгоняет человека из рая (Быт.3:23). Для спасения человечества, для того, чтобы тьма греха не объяла весь род людской и не испортила его до неисправимого состояния, Бог отделяет Ноя и его семью во время потопа: «И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег; ибо тебя увидел я праведным предо Мною в роде сем» (Быт.7:1). Бог постоянно являет Свой свет через пророков и призывает к святости и отделению от греха: «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (Лев.19:2). Высшее проявление святости на земле — явление Господа Иисуса Христа во плоти, Его спасительные страдания и воскресение: «Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин.3:19). Бог дает возможность по вере отделиться от мира греха и зла тем, кто любит свет, и войти по благодати в Церковь Господа Иисуса Христа: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет. Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы. Возлюбленные! Прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1Пет.2:9-11). Слово Божье категорически запрещает смешивание Божьего и бесовского: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмой? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместимость храма Божьего с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: «Вселюсь в них, и буду ходить в них, и буду их Богом, и они будут Моим народом». «И потому выйдите из среды их и отделитесь, — говорит Господь, — и не прикасайтесь к нечистому; и Я приму вас». «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями», — говорит Господь Вседержитель» (2Кор.6:14-18). И в будущем предстоит последнее отделение — суд Божий: «И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Отк.20:15). В Небесный Иерусалим в вечности войдут только те, кто отделился от грешного мира и жил в Господе: «И не войдет в него ничто нечистое, и никто, преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Отк.21:27).

Таким образом, Божий принцип — отделение, а в противоположность этому сатана пытается всех обмануть и все смешать. Слово «вавилон» в переводе означает смешение. Очень ясно видно сегодня, как в процессе смешения с миром музыка все более и более теряет свою чистоту. Бог нигде не призывает подражать миру, но наоборот: «Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4). И в этой связи становится ясным, что проникновение в церковь эстрадной музыки, подражание мирским манерам при исполнении идет вразрез с общим принципом отделения от тьмы и с принципом узкого пути следования за Богом. Еще раз напомним, что языческая и смешанная с ней другая музыка, которая будет осквернена путем смешения, будет осуждена вместе с великой блудницей Вавилоном: «И голоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях, и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет» (Отк.18:22).

Смешение недуховных элементов музыки с духовными, оскверняет всю музыку. Хорошие и правильные слова не могут спасти ситуацию, если и мелодия, и манера исполнения, и источник музыки не исходят от Бога. Поэтому духовная музыка должна быть очищена от вавилонской музыки. Это отделение должно быть во всем и везде: в мелодии, в словах, в благоговении при исполнении, в использовании духовной музыки на богослужении, в любых других христианских общениях, дома, на отдыхе и т.д. Смешение является очень опасным, потому что любая нечистота оскверняет чистое. Если разрушительное влияние исходит из неестественных ритмов и кричащей мелодии, то слова не могут сделать песнопение святым. «Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду» (Иак.3:12), так же, как и «не может… дерево худое приносит плоды добрые» (Мф.7:18). И поэтому «кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак.2:10). Запрещение всякого смешения греховного и святого содержится во многих текстах Писания (Рим.12:2; 1Ин.2:15-17; Иак.3:12; Иак.4:4; 1Кор.5:7,8; 2Кор.6:14-18; Отк.18:4; Отк.22:11).

Обмирщение музыки и поклонения в противоположность Божьему Слову (2Ин.2:15-17; Рим.12:1) можно определить как неподчинение Божьему правилу жизни. И когда так называемые христианские рок-группы и разные группки мирского толка пытаются приспособить рок для служения Богу, то это похоже на то, что змею пытаются сделать птицей, написав на ней другие слова и утверждая, что она не будет жалить людей. Трудно согласиться с утверждением автора книги о христианской музыке, который пишет о христианском роке как положительном моменте: «Группа «Резарекшн Бэнд», или «Рез Бэнд», была одной из первых христианских музыкальных групп, нацеленных на многочисленных поклонников музыки в стиле «хеви-метэл» («тяжелый металл»). Хотя за нею не последовали другие группы, но у ее членов — сердца истинных служителей, в основе ее деятельности лежит миссионерство, и это внушает уважение даже тем, кто, услышав их музыку, оторопел бы от ужаса и отвращения» [123]. Это и есть смешивание мирского и Божьего, смешивание христианских слов с неугодной Богу музыкальной основой. А Слово Божье повелевает нам: «Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1Кор.5:8).