О музыке в церкви

Церковность. Это понятие можно выразить в том ощущении благоговения, которое возникает в присутствии Святого Духа. Если в музыку проникают мирские элементы ритма, тембра, мелодичности, это ощущение «церковности» исчезает, постепенно заменяясь «концертностью», когда ощущаешь себя не в церкви, а в концертном зале. Богослужение все больше превращается в развлекательное мероприятие. Вслед за этим начнет исчезать интерес к Слову, ревность в молитве. Происходит замена духовного душевным.

Церковность также зависит от того, как построено музыкальное служение в церкви. Если ударение сделано на исполнение псалмов группой прославления, да еще в сопровождении механического ритма, то общее пение всего народа Божьего уходит на второй план. А именно общее пение христиан — одно из важных составляющих «церковности».

Еще один элемент христианского жанра относится к использованию технических средств. Возникновение усилительной аппаратуры привело к нарушению соотношения громкости вокала и музыкального сопровождения. Включите мирскую песню, и вы услышите жесткий преобладающий ритм, обязательно много «низов», потом громкая музыка и где-то внутри всего этого шума будут «вставлены» голоса поющих.

Христианское произведение должно звучать совершенно иначе. Выделено должно быть то, что является важным и главным. На первом месте должен быть голос, доносящий до слушателя слова. Музыка должна звучать тише, не отвлекая внимание от текста, но только поддерживая и усиливая его действие.

Тембры и способ звукоизвлечения также должны адекватно отображать христианское мировоззрение и качества христианского характера, приводить к духовному настрою. Низкие частоты барабанов и завывания гитары, режущие слух звуки, скрежет и другие подобные тембровые средства, заимствованные из мирской музыкальной культуры, вряд ли соответствуют этой цели.

Другая опасность состоит в мелодичности. Красивость и привлекательность мелодии так же отвлекает внимание от текста, как это делает ритм. Только она делает это более тонким способом, через привлекательность и красивость. Именно в этом ее опасность. Современные христиане, обольщаясь подобными мелодиями, пишут «духовные» тексты к известным произведениям из репертуаров Демиса Руссоса, групп “Eagles”, “The Beatles” и других мирских исполнителей. Именно магическая и эстетическая стороны музыки являются постоянным соблазном для христианского сознания, и именно на эти пути экстатичности и эстетизма готово бывает порой соскользнуть богослужебное пение, и именно поэтому для нас так важно знать, где находятся исторические истоки этих соблазнов»

Важную роль играет манера поведения во время исполнения произведения. Она зависит от того, в каком духовном состоянии находится певец во время исполнения. Поведение некоторых известных христианских музыкантов говорит об отсутствии надлежащей духовности.

Манера пения также зависит от нашего внутреннего духовного состояния. В стремлении подражать мирским исполнителям христианские певцы что-то делают со своими голосами. В них слышатся то ложная чувственность и расслабленность, доходящая до развязности; то наигранность и театральность, резкость и агрессивность.

Написанное музыкальное произведение нужно правильно донести до слушателя. Нужно понимать, что петь о вещах мирских и духовных необходимо по разному. Послушайте, как поют о любви мирской, и вы поймете, что так петь о любви к Богу нельзя. Необходимо петь просто, но в достаточно строгой манере, исключив слащавость, страдальческий надрыв в голосе, мирскую тоску и другие несоответствующие интонации. Не соответствует христианскому характеру и не подобает в служении Господу и дерзость в пении или манере исполнения.

Существуют разные манеры пения, которые без труда различает даже неспециалист, например бардовская, эстрадная и оперная.