О музыке в церкви

Бард поет своим обычным голосом, иногда намеренно просто. Для него важен смысл песни.

На эстраде другие цели. Там нужно привлечь слушателя, поэтому акцент делается на яркость, выраженную чувственность.

В оперном исполнении слышится нарочитая театральность, искусственность. Для богослужения нам необходимо что-то среднее. Звук должен быть округленный, в нем должна слышаться трезвость, строгость, трепетная активность, без лишней вальяжности, манерности и чувственности. Пение должно звучать просто и задушевно, выливаться свободно и непринужденно, как речь. Петь громко, крикливо нетрудно. Петь же с силой и притом красиво значительно труднее. Еще труднее петь совсем тихо, ровно и стройно. Красота хорошего пения заключается в трепетной нежности, в скрытой напряженной энергии, готовой в любой момент вылиться в мощный поток звуков. Голос должен быть: мягким, теплым, нежным, звучным, звонким, рокочущим, как небесный гром, и ласковым, как шепот моря, твердым, живым, торжествующим, покоряющим убедительностью, сочным, со свободными верхами и бархатными низам. Вот где много работы для регентов!

В жанре очень важно сохранение традиции. Считается, что традиционность противоречит всему живому и развивающемуся. Под традицией понимают, что-то застывшее, сухое, безжизненное. На самом деле это не так. В традиции выражается индивидуальность. Ограничения и запреты, которые несет традиция, являются благом, позволяющим сохранить свое лицо, сохранить стиль от проникновения чуждых мирских элементов.

Во-вторых, традиция — это сокровищница опыта. Слово «традиция» происходит от лат. «передача». Им принято обозначать культурное наследие, передающееся из поколения в поколение в течение длительного времени. Она содержит проверенные временем ценности, лучшее, что было накоплено прошлыми поколениями. Поэтому она нуждается в бережном отношении, как благородное растение в защите от сорняков. Размывание традиций может обернуться размыванием конфессионального самосознания и утратой своеобразия.

Жанр живет настоящим, но всегда помнит свое прошлое, свое начало… Более того, чем выше и сложнее развивался жанр, тем он лучше и полнее помнит свое прошлое… Нарушение некоторых абсолютных запретов может привести к распаду жанра.

В-третьих, традиция, как это ни покажется парадоксальным, является фундаментом для всякого дальнейшего развития. Традиционность не противоречит развитию и не отменяет его. Наоборот она дает возможности развиваться в правильном направлении.

Наличие жесткой нормативности в правилах порождения художественного текста… вовсе не исключает высокой степени свободы… в комбинировании, варьировании стандартным набором свойственных им ритмических, гармонических, фонических комплексов.

У музыканта огромное количество возможностей выражения своего замысла через использование различных инструментов. Роль традиции — сохранять автора и исполнителя на правильном пути, определяя направление движения. Автомобиль отличается от поезда большей свободой движения. Рельсы ограничивают свободу поезда. Но никто не скажет, что рельсы — это плохо. Они же и дают поезду преимущества (грузоподъемность, постоянная скорость, равномерность движения, безопасность). Как рельсы сохраняют поезд, так традиция сохраняет жанр. Истоки развития будущего — в традициях прошлого.