О музыке в церкви

Но что мы видим сегодня. Во многих евангельских церквях просто заменили «старые» песни на «новые». Сборники «Песнь возрождения» исчезают из употребления. На их место приходят короткие четверостишья, пропеваемые несколько раз. Вместо общего пения зал подпевает группе прославления под механический ритм музыкального инструмента… Внося эти изменения, служители хотели оживить собрания, сделать их чуть более современными, доступными для молодежи... А что получилось? Стала ли выше духовность? Посмотрите внимательно, и вы увидите, как вместе с этими нововведениями изменилось и лицо церкви, пропало то ощущение глубины, которое раньше возникало во время пения. При более внимательном рассмотрении вы заметите, что и члены вашей церкви стали другими. Обратите внимание, как они слушают проповеди и как молятся. Вы поймете, что церковь изменилась.

Началось все с безобидного, на первый взгляд, — с исполнения новых песен и мелодий, написанных совсем другими людьми, с другим духовным опытом. А в результате произошла смена музыкального жанра, формирование совсем другой музыкальной культуры.

Прежде чем что-то изменять и от чего-то отказываться в музыкальном служении церкви, необходимо понять ценность того, что было создано нашими предшественниками. Необходимо не отменять традицию, а творчески отнестись к ней. Изменения должны вноситься осторожно, чтобы они приводили не к смене жанра и его разрушению, но к его развитию, чтобы не утратить того ценного, что было накоплено до нас.

Да, это трудно, но необходимо научиться петь «старые» псалмы так, чтобы они звучали по новому. Нужно молиться, чтобы Бог поднимал в наших церквях братьев и сестер, способных писать новые песни в евангельском духе. Следует налаживать сотрудничество с церквями в других регионах, чтобы заимствовать друг у друга хорошие песни. Надо учить наших детей музыке, чтобы у нас были способные играть на «живых» музыкальных инструментах. Это сложная работа. Но ей нужно заниматься» [180].

Служителям церкви, да и каждому христианину, необходимо научиться отделять чистое, святое и духовное от того, что смешано с мирским, плотским и загрязненным. Давид Клауд, рассматривая вопросы современной христианской музыки (СХМ), указывает на важные отличия христианской музыки от мирской и предостерегает от тех проявлений мирской музыки, которые не должны присутствовать в церкви и среди любого христианского общения: «Если музыка удовлетворяет ресторан, она не удовлетворяет дом Божий. Если она удовлетворяет идолослужение, демоническую оргию, она не удовлетворяет Господа Иисуса Христа… Если музыкальная часть побуждает людей к сексуальным танцам, то это — музыка танца, а чувственная музыка танца не прославляет Бога, она стимулирует плоть.

Если песня о молитве — музыка должна заставить меня хотеть молиться. Если песня о святости Бога — музыка должна возвеличивать святость.

Портрет, окрашенный музыкальными ритмами должен соответствовать сообщению текста песни. Если кто-то поет о благодати Божией и жертве Христа, музыка не должна создавать состояния депрессии. Она должна быть возвышенной, ободряющей, укрепляющей, поучающей. Если кто-то поет о Божьем мире, музыка не должна быть противоречива или напряженна. Если кто-то поет о святости и величественности Бога, музыка не должна быть романтична или чувственна. Если музыкальная часть приводит людей в уныние, придает серое настроение, это — душевная музыка и она пригодна для бара, но не для назидания святых.

Христианская музыка должна приносить не беспорядок, но мир (1Кор. 14:33).

Христианская музыка должна приносить не разногласие, но гармонию (1Кор. 14:40).

Христианская музыка должна приносить не грубость, но мягкость (2Тим. 2:24).

Христианская музыка должна приносить не мир, но святость (1Пет.1:15).