О музыке в церкви

Один из самых распространенных доводов в пользу модернизации музыкального служения выглядит примерно так: «Осуждая поп- и рок-музыку консервативные христиане ведут себя как ограниченные люди, совершая те же ошибки, которые совершали сторонники запретов всего нового». Приводятся такие аргументы, как запрещение некогда органа и инструментальной музыки, в то время как Бах превратил орган в орудие хвалы Богу. Утверждается, что Церковь на протяжении долгого времени заимствовала музыку из светских источников. Приводятся в пример Кальвин, который ограничил выражение общей хвалы пением только псалмов без музыкального сопровождения; Лютер, который заимствовал много народных мелодий и писал для них другие слова; Уэсли, который якобы смело смешивал духовное и плотское и т.д. Приводится в качестве аргументов то, что классическая музыка также является светской. Вот одна из цитат: «Уэсли, когда он использовал мелодии Генделя, обвинили в обмирщвлении, но Уэсли не испытывал никаких сомнений — он смело сочетал священное и светское, когда нужно было донести библейскую весть. Для него было обычным делом ухватиться за любую песню, услышанную в театре или на улице, когда она станет популярной, и сделать так, чтобы она несла в дом новый, только что написанный гимн. Мелодия к гимну «Слушайте! Ангелы поют» написана Мендельсоном не во славу Божию, а в похвалу печатному станку! На эту мелодию, которую мог оценить простой человек, Уэсли написал благочестивый текст, и воздействие гимна было очень сильным» [192]. На это можно ответить, что если даже мелодия, посвященная станку, производила такое действие, то насколько же она была совершенна и как гармонировала с текстом, что имела такое воздействие, в противоположность многим современным харизматическим гимнам, которые посвящены служению, но не затронули бы даже никакого думающего человека.

Ден Лукарини опровергает доводы сторонников либерального подхода к музыке: «Новаторы превратно истолковывают действия Лютера и братьев Уэсли в погоне за доказательствами истинности своей позиции. Новаторы говорят, что Мартин Лютер и Чарльз Уэсли положили несколько своих песен на популярные в то время народные мелодии, включая те, которые распевали в пивных барах. Это, с их точки зрения, означает, что и сегодня церкви нужно проявлять открытость и толерантность по отношению к любой музыке. Если Лютер и Уэсли без зазрения совести поступали так, то и мы сегодня можем последовать их примеру. Но давайте посмотрим, что пишет Макуджина о Лютере в своем исследовании: «Лютер написал стихи для церковного пения на мелодию только одной светской песни под названием «Я пришел из чужой страны». Его песня называлась «С высоты небес я к Тебе пришел». Ее стали петь в 1535 году. Однако через четыре года Лютер сам написал другую мелодию под эти слова. До самой его смерти эта песня больше не исполнялась на светский мотив. Лютер изменил мелодию этой песни, поскольку священный текст мог быть запятнан ассоциациями с миром, не приличными для поклонения Богу». А миф об Уэсли Макуджина развенчивает так: «Пример братьев Уэсли скорее подрывает позицию приверженцев современной христианской музыки, нежели поддерживает ее. Джон (брат Чарльза, подбиравший гимны своего брата для исполнения в церкви), который сыграл немаловажную роль в ошеломляющем успехе уэслианской гимнологической революции, был совершенно не похож на современных музыкальных философов, утверждающих, что музыка — вне морали. Как утверждает Дарси, очевидно, Уэсли очень критично подходил к выбору мелодий для поклонения. Он никогда, хотя сегодня принято считать наоборот, не позволил бы, чтобы в его церкви звучала мелодия из близлежащего бара». Я хочу закончить свои рассуждения предостережением Дарси, с которым я полностью согласен. Ни одно разумное истолкование исторических фактов не дает основания использовать, оправдываясь примером Джона Уэсли, первую попавшуюся под руку мелодию, которая поразила воображение современных руководителей поклонения» [122].

И Лютер, и другие видные деятели Реформации были Божьими людьми, и их музыка выдержала проверку временем. Лютер одухотворял народные песни, а современные харизматы и духовные мелодии низводят своей манерой исполнения до земного. Можно также сказать и о том, что мы не являемся сторонниками того, чтобы идеализировать человека. И Лютер, и Уэсли тоже, наверное, имели свои недостатки, но для нас важно то, что они стремились исполнять Божьи принципы и служить Богу в святости. И если ошибались в чем-то даже известные люди, то это не дает нам право отступать от принципов Божьего Слова:

2Тим.2:13 «Если мы неверны, Он остается верен, ибо Себя отречься не может».

Рим.3:3,4 «Ибо что же? Если некоторые и неверны были, неверность их уничтожает ли верность Божию? Никак, Бог верен».