О музыке в церкви

Необходимо отметить, что музыка, несмотря на то, что имеет большое воздействие, не спасает человека для вечной жизни. Это совершает Господь через веру посредством Духа Святого, а вера рождается от слышания Слова Божьего:

Рим.10:17 «Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия».

Иак.1:18 «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий».

Исходя из этих истин, мы должны правильно расставлять приоритеты в церковном служении: сначала Слово Божье и молитва, духовное назидание, а музыка должна способствовать более эффективному проведению этих служений, готовить сердца к принятию Слова, формировать молитвенный дух и трезвость в служении. Наши дома являются, прежде всего, домами молитвы, а не домами концертов и песнопений.

Но музыка в служении также важна, потому что она подготавливает сердца к принятию истинной веры и к покаянию. Она или способствует истинному покаянию, или же она низводит к такому состоянию сердца, при котором принятие Христа сводится к ритуалу или к некой технологии, давая надежду на ложное спасение. Божий служитель Г. Кунц отмечает: «Эти вопросы нужно вновь серьезно обдумать перед Богом всем тем братьям и сестрам, которые полагают, что они должны исполнять такую музыку в рамках общины (скажем, чтобы других «уловить»). Ведь ясно, что Дух Святой не может действовать там, где несознательно или сознательно пользуются силами, противодействующими Христу, и происходящие там обращения не являются настоящим возрождением. И получается так, что вместо того, чтобы собирать для Господа Иисуса Христа — расточают, хотя, организаторы этого и не хотят…И мне не встретился ни один человек, который под влиянием поп-музыки пришел бы к живой вере. Если где-то это и произошло, то это не является доказательством духовности такой музыки, но это может быть лишь по великой милости нашего Бога, Который несмотря на целый ряд заблуждений в общине, в этот последний час все же призывает людей в Свое Царство» [131].

Это очень опасная тенденция использовать принцип: «Если вы хотите повлиять на мир, то сами должны стать этим миром». Никогда мы не спасем мир через то, что сами станем миром. Христос говорит: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ник чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф.5:13).

Для того чтобы спасти вора, блудника или алкоголика, не надо самому спасаемому становиться вором, блудником или алкоголиком. Мы должны нести Царство Божие в мир, а не мир в Церковь Божию. В Божьем деле и цель, и средства должны быть святыми; и форма, и содержание должны быть гармоничны. В противном случае церковь будет размываться с миром и пополняться невозрожденными членами. К Божьему можно привести только Божьими методами, а к мирскому — мирскими, потому что «кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности» (Рим.6:16).

Музыка не должна вытеснить в служениях живую проповедь Слова Божьего, не должна занимать больше времени, чем Слово или молитвы. Внедрение в церковь мирских увеселений ради привлечения неверующих — это не библейский принцип. Бог не желает, чтобы мы поклонялись Ему, уподобляясь при этом безнравственным язычникам. Нельзя музыку делать идолом, применяя для евангелизации небиблейские методы. Вот хвалебное описание такого метода: «Миссионеры Брайен начали осваивать яванские и балийские классические формы танца и местные музыкальные системы, чтобы изображать с их помощью библейские истории. Отклик был ошеломляющим. За первый год благодаря этим представлениям евангельскую весть восприняли 25 000 зрителей» [193]. Заметим, что здесь сказано «зрителей», а не слушателей Слова. Придти на зрелище и придти ко Христу — это разные вещи.