О музыке в церкви

Многие ошибочно считают, что музыкальное служение в церкви является нейтральным в нравственном отношении. Стив Миллер пишет: «Многие вещи, созданные и используемые миром, сами по себе нейтральны в нравственном отношении. Скальпель в руках хирурга — орудие исцеления, в руках нацистского преступника — орудие террора… Даже те, кто «отделился» от мирских видов музыки, с удовольствием слушают традиционные церковные гимны при помощи «мирских» плееров, которые приводит в действие электрический ток «мирских» генераторов и усиливают те же усилители, которые использует группа «Роллинг Стоунз»… Отделение от мира не значит, что мы отделяемся от всего, что порождено грешным миром или используется в нем» [123].

Здесь смешиваются понятия использования неодушевленных предметов с понятием воздействия чего-то на кого-то с участием человека, имеющего дух и душу, разум, чувства, волю, веру. Если говорить о том, что орган, скрипка или рояль как музыкальные инструменты являются нравственно нейтральными, то это будет верным утверждением. Музыкальные инструменты могут быть использованы как для прославления Бога, так и для бесславия Его имени. Один и тот же инструмент может совершенно по-разному звучать в руках гордого мирского исполнителя и в руках музыканта, любящего Бога. Сами по себе инструменты нравственно нейтральны. Но неверно утверждать, что песня, которую будет исполнять певец под их сопровождение, является нравственно нейтральной, потому что не только слова песни, не только мелодия, но и нравственный мир композитора и исполнителя, стиль игры и исполнения будут по-разному воздействовать на человека, вызывать разные ассоциации и чувства и побуждать к разным действиям. И скальпель, и гитара сами по себе являются нейтральными, но действия, совершаемые с их помощью, уже не нейтральны. Звук случайно задетой струны тоже еще нейтрален, но когда звук воспроизводится осознанно, когда работает дух, душа и тело человека, то и звук уже передает то, что вкладывает в него исполнитель. Разное действие окажет слушание одного и того же христианского гимна в исполнении духовного христианина и в исполнении безбожника. Не только само слово имеет действие в духовном мире, но и тот дух, который в него вкладывается:

1Кор.2:4 «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы».

Даже дьявол при искушении Христа цитирует Слово Божье, но при этом направляет применение сказанного совершенно в иное русло, заставляя Иисуса действовать самостоятельно, не подчиняясь воле Отца (Мф.4:1-11). Злые духи при земном служении Христа выкрикивали Его имя, но их внутренняя сущность от этого не изменяется (Мф.8:28,29; Иак.2:19). Не только слова, но и мелодия, и манера исполнения и соответствие мелодии тексту должны быть угодны Богу. При выборе произведения надо учитывать и источник, и автора, и музыкальный жанр, и исполнителя, и мелодию, и манеру исполнения.

Пренебрегая разным воздействием разной музыки на людей, многие христиане впали в обольщение и практикуют при поклонении неугодными Богу мирскими методами, например «христианские» ночные клубы. Один из владельцев такого «Христианского кабаре Кети» в США сказал: «Этот клуб хорош тем, что сюда можно придти и послушать всякого рода музыку — тяжелый рок, современную и альтернативную музыку, — и вы можете таким образом восхвалять и поклоняться Богу» [155]. В данном случае можно сказать, что развлечение остается развлечением, и на передний план выходит человек и желание угодить людям, а не Богу. При этом появляется риск приводить в церковь невозрожденные души и давать людям ложное обещание о спасении. Обращенные миром в мир, они в нем и остаются, пытаясь изменить и перестроить церковь по своему мирскому вкусу.

Божий служитель В.П. Зинченко, который более 40 лет причастен к музыкальному служению в церкви, подчеркивает, что музыкальный христианский мир не существует сам по себе: он является продуктом эпохи и отражает состояние христианства как такового, которое характеризуется сегодня небывалым по размаху смешением с миром. Если появились «христианские» ночные клубы, то им на службу требуется «христианская тусовочная» музыка. В.П. Зинченко отмечает: «В наше время наблюдается поспешное и широкомасштабное устранение различия между церковью и миром, и в первую очередь — в музыке… Надо фильтровать репертуар. Увы — это не под силу ревнителям-одиночкам. Для этого надо, чтобы церковь и ее служители сознательно избрали себе путь благоговейного служения. И в церквах, и в семьях, и лично. А неизменный в слове Бог всегда будет с теми, кто решился следовать за Христом узким путем». На вопрос о том, как он относится к высказываниям о невозможности деления музыки на христианскую и нехристианскую, потому что музыка — это всего лишь семь нот, служитель ответил: «Если убрать границу между церковью и миром, то действительно нельзя делить музыку на христианскую и нехристианскую. Об этом как раз и речь, т.е. человек, который так утверждает, явно не имеет понятия об отделении церкви от мира.