Нидерланды: взгляд изнутри. С. Байдун

На постоянное служение Богу в церкви человек избирается либо церковью (пастор или дьякон, или лидер молодежи) , либо советом (как учитель воскресной школы). Все остальные помогают эпизодически, по мере необходимости, которая может возникнуть несколько раз в год. Кстати, дьякон избирается на определенный срок, чаще на несколько лет. Потом он может быть переизбран опять.

Моя жена стала петь в хоре. Она ходила на спевки, а хор почему-то на служениях не пел. Оказалось, что хор пел два-три раза в год, на большие праздники, на Пасху и Рождество. А остальное время — только спевки. Некоторые члены церкви ходили петь в другие хоры, потому что там пели на более высоком уровне. Члены хора платили небольшие ежемесячные взносы за спевки, которые частично покрывали оплату работы регента. Таким образом, хор в церкви был скорее кружком для тех, кому нравилось петь, а не музыкальным служением Богу. А для регента это была его работа.

Поют в церкви общим пением много, чему мы были рады. И без барабанов и электрогитар, всегда под сопровождение органа. Что тоже нас сразу привлекло. Но! Большинство гимнов — 15 — 17 веков (наверное, написанные однажды отцами-реформаторами и одобренные на века). Много гимнов очень схожих между собой (так что первое время, не зная языка, я удивлялся, почему так часто поют одни и те же гимны). Из более современного церковного репертуара было, наверное, несколько произведений, исполняемых на Пасху и Рождество.

Руководителя музыкального служения в церкви нет. Есть сборник гимнов и органист (органист — это тоже оплачиваемая должность и занимает ее не обязательно член церкви, не обязательно верующий).

Проповедь говорит всегда пастор, либо приглашенный проповедник. Вообще, к проповеди допускается только служитель, получивший «лицензию» проповедника от Союза церквей. Как правило, допускаются к проповеди окончившие кальвинистскую семинарию.

Молодежь в церкви есть, человек 20. И руководитель молодежи есть. Один раз в месяц в церкви проходят молодежные служения. Основное их отличие от обычных служений — в музыке. На молодежных служениях орган не играет. Общее пение проходит под сопровождение клавишных. Иногда звучит гитара, флейта и барабан (то есть те инструменты, которыми владеет молодежь).

Воскресная школа состоит полностью из детей членов церкви. Есть два класса: младший (до 9-ти лет) и старший (после 9-ти). Занятия проходят во время служения. Все дети и учителя присутствуют в начале служения и после первого общего пения уходят на занятия.

Однажды мы увидели как перед входом в церковь несколько человек курили сигареты. Мы решили, что это были приглашенные, неверующие люди. Но в начале служения один из «дымивших» вдруг стал подниматься за кафедру... Оказалось, что в церкви (как и во многих реформатских церквах) курение не расценивается как грех. Как мы узнали от одной пожилой пары, ранее курение не только не пресекалось в церквах, но разрешалось даже во время богослужений. Так что часто на служениях дым стоял столбом и после получаса становилось трудно дышать. Курение во время служений запретили только лет 15 назад.

В голландских реформатских церквях допускается не только курение. К сожалению, гражданский брак становится христианской нормой. Однажды к нам в гости пришли два дьякона и женщина, член церкви, в качестве переводчика. Беседа зашла о различиях в понимании Библии «между нами и ими», в том числе в отношении брака. Оказалось, что переводчица уже долгое время живет с другом, с которым она познакомилась во время миссионерской кампании в Африке несколько лет назад. И она была несколько шокирована, когда услышала, что в Беларуси, в баптистских церквах, отлучают за сожительство, как за грех прелюбодеяния.

Когда сталкиваешься с такими «различиями», невольно испытываешь двоякие чувства. Эти люди, рядом с которыми ты живешь и с которыми вместе ходишь в церковь, часто очень хорошие люди. Они отзывчивы и готовы оказать тебе внимание. Некоторые занимаются миссионерской работой. Но в то же время понимаешь, что ты не можешь принять их нормы, или, вернее сказать, что стало для них нормой на протяжении многих лет. Когда спрашиваешь людей постарше, принимают ли они такие стандарты, они с сожалением признаются, что совсем не одобряют. Многим из них больно видеть, что происходит. Но изменить они ничего не могут.

На наш взгляд одной из важных причин такого положения, таких «норм», является отрицание, или неправильное понимание, ответственности перед истинами Божьего Слова. Для члена церкви — его личной ответственности в деле спасения, для церкви — ответственности за духовное состояние ее членов. Нельзя допустить, чтобы Писание и вечные Божьи истины заменялись традициями и удобными человеческими правилами.

Согласно кальвинистскому вероучению, вся ответственность за спасение человека возлагается на Бога. Он предузнал, Он предопределил человека к спасению, Он наделил человека необходимым даром веры и через эту веру спас. А человек не в силах сопротивляться этой «непреодолимой благодати Божьей» (то есть, конечно, если он входит в это счастливое число предъизбранных). И спасение это человек уже не может потерять ни при каких обстоятельствах. Если принимать такое учение, тогда логически напрашивается вопрос, зачем что-то делать вообще: зачем бороться с грехом, зачем достигать святости, зачем переживать за других, зачем заниматься евангелизацией? Практически всякий грех можно оправдывать немощью своей греховной природы и прикрыться «непреодолимой» Божьей благодатью.

Один комментарий
  1. Очень интересная и познавательная статья!

    Остается пожелать Сергею и его семье крепкой веры на протяжении всего времени пребывания в "Святой земле", что значит в переводе на русский слово "Голландия" - неофициальное название Нидерландов.

Комментирование закрыто