Воздержание

Прекрасный пример воздержания дает нам Иосиф. Когда Иосиф достиг высокого положения в доме Потифара, жена Потифара обратила на него взоры и склоняла ко греху (Быт.39:1-23). Но мы видим настоящее мужество и воздержание Иосифа, его веру, проявившую в рассудительности воздержание. «И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною. Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки; нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом? Когда так она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее, чтобы спать с нею и быть с нею, случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было; она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон» (Быт.39:7-12). Жена Потифара ежедневно говорила Иосифу, настаивала на грехе, ожидала, что Иосиф сделает хоть один маленький шаг, а потом еще шаг и перейдет через роковую черту. Но Иосиф проявляет твердое воздержание и спасает себя от потери благословения бегством. Он убегает от искушения к Богу, проявляя волю и воздержание. Для него гораздо дороже то, чтобы Бог был с ним всегда, чем временное наслаждение с женой царедворца. Русский историк В.О. Ключевский (1841-1911) писал: «Под сильными страстями часто скрывается слабая воля»5.7. Апостол Павел говорит о том, что нераскаянное сластолюбие приводит к духовной смерти: «А сластолюбивая заживо умерла» (1Тим.5:6). Воздержание есть проявление воли в нужном направлении, а грех — это попытка достичь удовольствия, которое не принадлежит тебе по праву, или избежать боли, которую ты заслуживаешь. И здесь не надо надеяться на исключение для тебя, потому что рано или поздно ты попадешься в ловушку, ибо так устроена человеческая плоть. Искушение является приманкой.

Я не очень люблю ловить рыбу на удочку. Но однажды мы с другом пошли на рыбалку, и нам очень сильно повезло. Был такой хороший клев, что мы еле успевали снимать рыб с крючка. Я подумал: «Тысячи лет рыбы попадаются на крючок, многие из них срываются, но ни одна из них не сможет преодолеть этого обмана, потому что так устроена их природа: они хотят есть». И как за тысячи лет рыба не научилась избегать опасности и отходить от крючка с приманкой, так и человек будет падать, если не будет с помощью воздержания избегать тех искушений, которые требует плоть. За тысячи лет не стали умнее рыбы, за тысячелетия не изменилась природа плоти и искушений. «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал.5:19,21). Страсть эгоистична и нетерпелива. Люди, которыми обладает страсть, не думают о последствиях. Важно остановиться еще в тот момент, когда страсть не овладела душой. Не надо попадаться на крючок любых искушений, надо вовремя с помощью воздержания строго сказать: «Нет!» Но для тех людей, которые согрешили, есть возможность воспользоваться милостью Божьей и Его прощением, чтобы получить через искреннее раскаяние и через решительное оставление грехов ту свободу и радость, которые никто не может дать, кроме Господа (1Ин.1:9). Иоанн Златоуст обращается к таковым: «Тех людей, которые согрешили и еще служат удовольствиям плоти, просим и умоляем пробудиться и образумиться, чтобы им не оказаться совсем во власти страстей, не быть унесенными их натиском и добровольно не подпасть горькому рабству, но чтобы противостоять в воинском строю, укрепить свой ум страхом Христовым и выгнать из крепости жестокую владычицу»5.8. Воздержание ищет не совершенных удовольствий, а совершенного Бога, пленяя все помышления Христу. И поэтому в борьбе с искушениями надо проявить все силы, памятуя предупреждение Писания: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр.11:4).

2. Не давать места дьяволу ни в чем, заменяя его цели и планы Божьими (Еф.4:22-28; Кол.3:5-10; Рим.12:1,2). Противостоять дьяволу в постах и молитвах, вести духовную битву за святость (1Пет.5:8,9; Иак.4:7; Еф.6:13-19; 1Пет.1:15,16). Умерщвлять плоть духом, распинать плоть со страстями и похотями, поступать по духу, а не по плоти, отвергать грехи и раскаиваться в них (2Кор.10:3-6; 1Пет.1:22; Рим.8:12-14; Гал.5:16; Гал.5:24,25; Иез.18:31; 1Ин.1:9; 1Ин.2:1,2).

Не давать места дьяволу — это значит не совершать никаких грехов, не оставлять никаких неисповеданных грехов и не давать повода для проникновения греха. При этом важно не дать даже малейшей зацепки в своих чувствованиях через обиды, через зависть, через греховные желания, гнев, ненависть, осуждение и т.п. Также важно не давать малейшего «мостика» лукавому в том, что может привести ко греху. Невоздержание открывает дверь нашего сердца и позволяет лукавому занять там определенный плацдарм, с которого он будет отравлять нам жизнь. Нельзя дать место дьяволу, нельзя впустить его в свое сердце, нельзя находиться в таком состоянии, потому что лукавый будет обманывать через чувства и творить зло. Дать место греху — значит дать место дьяволу. Заменить зло добром, заменить нечистоту святостью, заменить ненависть любовью — значит не дать место дьяволу.

Слово Божье говорит о том, чтобы мы отложили прежний образ жизни ветхого человека и обновились в Господе:

Еф.4:22-28: «Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу. Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками».

Кол.3:5-10: «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его».

Рим.12:1: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего».

Чтобы не дать места дьяволу, необходимо:

а) уразуметь, что такое действие вредит нам и нашей душе и разоблачить обман лукавого, состоящий в том, что он направляет наши мысли и действия не против греха, а на вражду с человеком и с Богом;

б) воздерживаться от быстрых и необдуманных поступков, вовремя останавливаться;

в) обратиться к Господу и противостать дьяволу в молитве и посте;

г) исповедать и оставить грех, если он совершен.

Давать место дьяволу — это значит мириться с грехом, заглушая свою совесть. Слово Божье говорит: «Ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все» (1Ин.3:20). Людям свойственно оправдывать себя, давая место дьяволу. Джонатан Эдвардс пишет по этому поводу: «Сердце наше изначально считает правильным все, что доставляет нам удовлетворение. Когда греховное желание овладевает волей, оно также искажает мышление… В итоге те же самые нечестивые желания, что ввергают человека в грех, одновременно ослепляют его сердце. Чем больше гневливый человек поддается злобе и зависти, тем более он склонен считать свою ненависть оправданной, соседа достойным этой ненависти и отрицать свое обязательство любить ближнего… И чем похотливее человек, тем сильнее омрачены его сердце и совесть… Похоти также подвигают плотское сердце оправдывать грехи… Мириться с грехом людей побуждает и себялюбие. По природе мы склонны оправдывать свои грехи и давать им благие названия, которые придают грехам добродетельный или, по меньшей мере, невинный вид. Алчность мы называем бережливостью, а жадность — деловой хваткой. Радуясь постигшему ближнего горю, мы притворно заявляем, что оно должно пойти ему на пользу. Пьянство мы оправдываем особенностями организма. Злословя и сплетничая о ближнем, мы тем самым якобы хотим удержать его от греха. Упрямство в споре мы именуем благоразумием, а пустяковые расхождения во взглядах называем делом принципа. Таким образом мы оправдываем свои грехи, скрывая их под личиной мнимой благопристойности… Сатана действует заодно с нашими похотями. Он стремится ослепить нас, дабы мы не могли видеть свои прегрешения. Он постоянно искушает нас и воздействует на наше плотское сердце, с тем, чтобы мы считали себя лучше, чем есть на самом деле»5.9. Так идет битва за место в душе человека, и в этой битве важную роль играет воздержание. Битва за плацдарм проходит через сердце человека, через его разум и чувства. Важно не уступить в этой битве, не поддаться на искушение, не дать места ложным чувствам. Хочешь обидеться на человека — не обижайся, зная, что в противном случае это победа лукавого; хочешь проявить гнев — воздержись, зная, что в противном случае ты даешь команду для бесов атаковать и тебя, и ближнего; хочешь ответить злом — воздержись, зная, что ты при проявлении зла служишь сатане, а не Богу. Американский писатель Г. Шоу (1815-1885 отмечал: «Добродетель состоит не в отсутствии страстей, а в управлении ими»5.7. Постоянно проявляй самообладание, постоянно будь под контролем и под водительством Духа Божьего, вовремя включай духовные тормоза, чтобы дьявол не уловил тебя в свою волю. Здесь важно с помощью воздержания одержать победу над страстями, греховными чувствами и желаниями в конкретный промежуток времени через подчинение себя водительству Духа Божьего. Нужно переключить себя не на зло, а на свет, на истину, перевести духовный взгляд на Бога.

В некоторых ситуациях необходимо противостоять дьяволу в постах и молитвах, вести духовную битву за святость:

1Пет.5:8,9: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире».

Иак.4:7: «Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас».

Еф.6:13-19: «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых».

1Пет.1:14-16: «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят».

При этом добрую помощь окажут общения с братьями и сестрами, исповедания, общение со Словом Божьим, совместные молитвы, назидание, помощь:

Евр.3:13: «Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: “ныне”, чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом».

Иак.5:16: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного».

Кол.3:16: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу».

1Ин.1:9: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».

1Фес.5:11: «Посему увещевайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете».

Тактика лукавого состоит в том, чтобы загнать человека в угол, внушить, что он никому не нужен, ввести его в обиды, заставить действовать в одиночку и таким образом подчинить своей воле. В таких случаях, когда дано место лукавому, нельзя оставаться одному, важно общение с церковью, важно идти на общение с братьями и сестрами, прибегать к молитве даже через силу. И тогда, когда наступит облегчение, нужно не останавливаться, не затаивать обиды и грехи, а довести дело до конца через покаяние и исповедание.

Для того чтобы умерщвлять плоть духом, необходимо постоянно быть в единстве с Богом. Духовные победы невозможно одержать плотскими усилиями, и воздержание невозможно проявить только силой воли, если нет силы Духа Святого. Умерщвлять плоть духом означает заменять поступки по плоти поступками по духу, которые проявляются в плодах духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5:22,23). Вот фарисеи приводят ко Христу женщину, взятую в прелюбодеянии (Ин.8:3-11). По закону ее должно было убить, но Господь поступает не по плоти, а по духу и являет ей милость и любовь. Мы иногда так спешим получить плоды, что, только посеяв семя благовестия, уже сразу желаем срывать булки с хлебом. Но приводит к спасению не человек, а Бог, и только через молитвы, через Слово Божье, через любовь, через добрый пример и отражение света Христова грешник увидит Христа и пойдет к Нему, а не через наши действия по плоти, не через постоянные упреки и запугивания. Враг сделал тебе что-то плохое. По плоти ему надо отомстить, а по духу — простить и молиться за него (Мф.5:44). Воздержание является фильтром злого и дверью для доброго, оно отсекает все ненужное и дает простор Божьему, низводит с трона свой эгоизм и ставит туда Господа и Его ценности.

Умерщвлять плоть духом — это до крови сражаться против греха, противостоять страстям и похотям силой духа через молитвы, посты, чтение Слова Божьего, общение с братьями и сестрами, через оставление грехов. Писание учит христиан ходить по духу и умерщвлять плоть духом:

2Кор.10:3-6: «Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу».

Рим.8:12-14: «Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии».

Гал.5:16: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти».

Гал.5:24,25: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны».

Проявлять воздержание означает одерживать победу над страстями, над греховными чувствами и желаниями. Мир сегодня очень невоздержан, что свидетельствует о признаках последнего времени, о которых писал Апостол Павел: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» (2Тим.3:1-5). Но христиане не должны быть такими, а должны удаляться и таких людей, и таких грехов. Такие проявления, как гнев, ярость, зло, крик, страсть к пустым спорам и состязаниям важно обуздывать и пленять в послушание Христу. Блаженный Августин писал: «Гневаться — в природе человека, но подавлять гнев — в природе христианина».

Василий Великий в беседе «На гневливых» дает следующие советы для победы с помощью воздержания: «Не врачуйте зла злом, не старайтесь превзойти друг друга в бедствиях. В недобрых борениях злосчастнее тот, кто победил, потому что с победы приносится больше греха… Обидел тебя разгневанный? Останови зло молчанием… Когда смущает тебя искушение сказать укоризненное слово, представь, что должен ты решить о себе, приблизиться ли тебе к Богу долготерпением или через гнев предаться на сторону противника. Дай время своим помыслам избрать благую часть… Избери в себе две мысли: не признавай себя достойным чего-либо великого, и не думай, что другой какой человек много ниже тебя по достоинству… Если по заповедям Господним научишься быть всех меньше, то можешь ли когда вознегодовать как получивший незаслуженную обиду? Когда укоряет тебя неразумный ребенок, укоризны его подадут тебе повод к смеху»5.10.

Гнев искажает образ человека, проявляя самые худшие качества в нем. Бывают ситуации, когда гнев христиан является праведным (например, кто-то хулит Бога, извращает истину и т.п.). В таких случаях важно проявлять его с кротким духом, что усилит истину. Но часто бывает греховное проявление гнева. Грех возникает тогда, когда чувства выходят из-под нашего контроля. Римский поэт Гораций (65 до Р.Х. - 8 по Р.Х) писал: «Гнев есть кратковременное безумие, поэтому управляй своей страстью, или она будет управлять тобой».

Слово Божье решительно осуждает гнев и другие греховные эмоции и проявления:

Пс.36:8: «Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло».

Пр.29:11: «Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его».

Пр.12:16: «У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление».

Пр.15:1: «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость».

Еккл.7:9: «Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых».

Мф.5:22: «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду».

Иак.1:19,20: «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией».

Еф.4:26,27: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу».

Еф.4:31,32: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас».

Флп.2:3: «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя».

Кол.3:8: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших».

Гал.5:26: «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать».

1Тим.6:3-5: «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения».

Почему Бог так строго относится к гневу, говоря, что гневающийся на брата своего напрасно подлежит суду (Мф.5:22)? Это связано с отношением Его детей к Нему и друг к другу. Родители в большинстве случаев благожелательны к своим детям, и даже когда они злятся на детей, то это чаще всего благодушный гнев. Бог тоже благожелателен к Своим детям. Но братья и сестры, которые являются духовно родными и являются детьми Божьими, часто хотят, чтобы обидчик был наказан сполна. Иисус предупреждает, что братья и сестры — родные братья, а не родители друг другу, и потому суд должен быть отдан Отцу. Оставляя наш гнев Божьему всеведению и совершенству, мы признаем Его власть, поклоняемся Ему и любим Его. Человеческий гнев часто неправеден и уничижает Бога как Судию творения, ниспровергает Его нормы и утверждает людские правила. Это также является мысленным убийством того, кто носит Божественный образ: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1Ин.3:14,15). Для Бога важно наше сердце, из которого все берет свое начало, а гнев является худым началом, даже если причины его имеют основание с точки зрения человека. Д. Крисостом сказал: «Какими бы справедливыми ни были ваши слова, вы все портите, когда произносите их в гневе»5.11. Человек не может пребывать во всей полноте в гармонии с Богом до тех пор, пока не преобразится настолько, чтобы стать любящим. Всякий, кого переполняет горечь ненависти или враждебности по отношению к брату или сестре, не может пребывать в это время в Святом Духе, он не исполняется Духом.

Из Слова Божьего мы можем почерпнуть прекрасные возможности и способы воздержания

от греховных эмоций:

1. Быть скорым на слушание, медленным на ответ и очень медленным на проявление гнева. Надо проявить самообладание, чтобы не дать выхода эмоциям, особенно в первые мгновения при зарождении гнева. Кто-то сказал: «Чтобы не гневаться, посчитай перед выплеском эмоций хотя бы до 10».

2. Не ввязываться в пустые споры, которые ведут только ко греху.

3. Ничего не делать из тщеславия и любви к спорам, но держаться истины, даже если она в данный момент против твоего мнения и против твоего ущемленного «я».

4. Не раздражать друг друга и не раздражаться.

5. Не давать место лелеянию обид, пестованию недобрых чувств, вынашиванию планов мести. «Солнце да не зайдет во гневе вашем». Светом Божьей истины необходимо победить тьму, сосредоточиться на Боге, а не на гневе.

6. Во время гнева лучше не говорить и не действовать, а воздержаться и перетерпеть, обратившись к Богу.

7. Необходимый ответ должен быть с кротостью и самообладанием.

Джозеф Стоуэлл предлагает пять библейских истин, помогающих быть медленным во гневе5.12:

«1. Бог велит людям, охваченным гневом, задать себе три вопроса:

а. «Почему ты огорчился? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица?» (Быт.4:6,7). Если наш гнев — реакция на упрек нам самим, если мы были неправы, то нам следует честно признать правоту упрека, смиренно раскаяться и постараться исправить совершенную нам несправедливость».

б. «Неужели это огорчило тебя так сильно?» (Ион.4:4). Этот вопрос Бог задал Ионе, гневающемуся на Бога за Его милосердие, Он хотел, чтобы Бог исполнял его собственные желания… Присвоение себе чужих прав часто служит поводом несправедливого гнева.

в. Отец сказал разгневанному старшему сыну: «Сын мой, ты всегда со мной, и все мое твое» (Лк 15:31). Гнев, рождаемый жалостью к себе или сравнением себя с другими людьми, заставляет забывать о всем хорошем, что дано нам. Ощутив гнев, полезно сразу же определить, не рожден ли он эгоистическим, злобным сравнением себя с другими людьми.

2. Есть ли серьезные основания для моего гнева? Это ключевой вопрос, помогающий нам сдерживать гнев.

3. Попытаться взглянуть на происходящее под другим углом, с другой точки зрения. Нужно мысленно поставить себя на место другого человека.

4. Точно определить причину гнева. Умение определить причину гнева помогает справиться с ним. Например, произошло столкновение интересов и планов в жизни. В таком случае надо уяснить истинную ценность твоих мечтаний по сравнению с вечными ценностями и подчиниться воле Божьей.

5. Выражайте чувства приближающегося гнева. Откровенное признание о нем помогает сдерживать гнев. Обычно мы в гордости пытаемся скрывать свои чувства. Если я внутренне горячусь, а жена спрашивает меня: «Почему ты сердишься?», то я немедленно отвечу: «Я вовсе не сержусь». Такой ответ не только лжив, но он способен заронить искру гнева в сердце моей жены. Честный ответ: «Я не знаю точно, на что, но почему-то злюсь. Прояви ко мне терпимость, пока я не преодолею это чувство и молись о том, чтобы я нашел правильный ответ». Честный ответ поможет уменьшить гнев и принять правильное решение.

Но в любом случае для победы над гневом важно обуздать свои эмоции и воспользоваться воздержанием для золотого молчания в решающий момент.

3. Находиться в послушании Духу Святому и под Его водительством, исполняться Духом Святым, возрастать в святости, истине, чтобы иметь самообладание и силу отвергать грехи (1Пет.1:13,14; Еф.5:18; 1Пет.2:1,2; Рим.6:16,17; Рим.8:14). Постоянно бодрствовать, избегать духовной лени и безразличия.

Верующие должны всецело доверять себя Духу Божьему, исполняться Духом, чтобы иметь силу отвергать грехи. Исполненная Духом жизнь — это не пассивная жизнь, а активное и требующее от нас больших духовных усилий хождение перед Богом. Дух Святой действует в нас, когда мы послушны Ему. «Он действует в нас и с нами, не против нас и не без нас; таким образом, Его содействие побуждает нас ревностно очищаться от грехов», — писал Джон Оуэн.