Воздержание

На сохранение разного назначения мужчины и женщины и их разной подчиненности направлено Божье повеление о покрытии головы:

1Кор.11:3-16: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. Впрочем, ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии».

Остановимся на этом немного подробнее, потому что в последнее время во многих церквах есть обычай игнорировать это Божье повеление, не задумываясь глубоко о назначении этой заповеди Господней. Некоторые либерально настроенные христиане посмеиваются над «старомодными обычаями» и считают себя выше этого. Некоторые же христиане из «любви к немощным в вере» соблюдают это правило, но не имеют в сердце убежденности в том, что это действительно надо делать. Я хочу особо подчеркнуть тот факт, что повеление о покрытии платком головы женщинами является не просто особенностью культуры того времени, но имеет более глубокое значение и носит универсальный характер (как и повеление о Вечере Господней, о браке и разводах, о любви, как и об отношении к дарам и т.д.). Это повеление является заповедью Божьей, имеющей большое значение в понимании природы мужчины и женщины и в понимании Божьего замысла об их назначении и подчиненности при равной ценности перед Богом. Об этом говорит и сам Апостол Павел: «Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло? Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни» (1Кор.14:36,37). Почему эти заповеди даны нам и что они означают?

Сначала обратимся к аргументации Иоанна Златоуста: «Может быть, кто-нибудь станет недоумевать и спросит себя: какая вина в том, если бы жены открывались, а мужи покрывались? В чем здесь состоит вина, можешь видеть из следующего. Мужу и жене дано много различных знаков, одному — власти, а другой — подчиненности, впрочем как и тот знак, чтобы жена покрывалась, а муж был с обнаженной головой. Если же таковы знаки, то оба они погрешают, когда нарушают благочиние и заповедь Божию, когда преступают собственные пределы: муж — ниспадая до уничижения жены, а жена — возвышаясь своим внешним видом перед мужем. Если им непозволительно изменять свою одежду, т.е. жене одеваться в мужское платье, а мужу надевать женскую одежду и покрывало (Втор.22:5), то, тем более, непозволительно меняться одеждами. Это узаконено людьми, хотя после и утверждено Богом; а то происходит от самой природы, т.е. чтобы одна покрывалась, а другой не покрывался. Под именем природы я разумею Бога, потому что Он есть Создатель природы. Потому если ты преступишь эти пределы, то смотри, сколько произойдет вреда. Не говори мне, что это преступление — маловажно; оно велико и само по себе, потому что оно есть непослушание; а если бы и было маловажно само по себе, то оно велико потому, что касается знака великих предметов. А что этот знак велик, видно из того, что он производит благоустройство в роде человеческом, представляя в надлежащем виде начальствующего и подчиненного; поступающий же против этого приводит все в смешение, лишает себя даров Божьих, унижает честь, дарованную ему свыше, и не только муж, но и жена… Но, скажет кто-нибудь, как может служить жене бесчестием то, если она восходит до чести мужа? Через это, скажем мы, она не только не восходит, но лишается и собственной чести. Ведь не соблюдать собственных пределов и законов, установленных Богом, преступать их, — это не возвышение, а унижение. Как желающий чужого и похищающий не принадлежащее ему не приобретает, а унижается и теряет и то, что он имел (как, например, было в раю), так и жена в этом случае не приобретает себе благородство мужа, но теряет и благопристойность жены; притом же не это одно постыдно для нее, но и само любостяжание… Для того Бог и повелел природе покрывать голову волосами, чтобы жена, научившись от природы, и сама покрывалась... Муж… не должен покрываться не только потому, что имеет власть над женой. Когда власть приступает к царю, то он должен иметь знак своей власти… Так и ты без знаков своей власти, т.е. без обнаженной головы, не молись Богу, чтобы не нанести бесчестия и себе, и почтившему тебя. То же самое можно сказать и о жене: и для нее бесчестно не иметь знаков своей подчиненности: жена есть слава мужа. Следовательно власть мужа над ней естественна… Это — преимущество. Первое то, что наш глава есть Христос, а мы — главы жены; второе то, что мы — слава Божья, а наша слава — жена; третье то, что не мы от жены, но жена от нас; четвертое то, что не мы для нее, а она для нас. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. По всем сказанным причинам и, кроме того, ради Ангелов. Итак, покрытие есть знак покорности и подчинения; оно побуждает смотреть вниз, смиряться и соблюдать добродетель; добродетель же и честь подчиненного состоит в том, чтобы пребывать в послушании… Но скажешь, если волосы даны ей вместо покрывала, то для чего прибавлять к одному одеянию другое? Для того, чтобы показать подчинение не только по природе, но и по доброй воле»5.18.

Из 1Кор.11:3-15 можно сделать следующие выводы:

А. Верующая жена должна покрывать голову во время соприкосновения с духовным миром (во время молитвы, во время свидетельства истин Божьих, во время служения в церкви и т.д.), а верующий муж не должен этого делать. Это является внутренним согласием с Божьим принципом подчиненности во Вселенной.

Наш Бог как Бог устройства и порядка (1Кор.14:33) всю Вселенную заключил в стройную систему подчиненности как в духовном, так и в материальном мире. Иисус Христос, будучи Богом и равным по силе, по природе и по славе с Богом Отцом, добровольно подчиняется Богу Отцу. В поведении Христа Его равенство с Отцом никогда не вступало в противоречие с Его подчинением Отцу. Бог, имея власть над всем творением, предал часть Своей власти мужчине, которого Он сотворил. Первоначально Бог подчинил Адаму весь растительный и животный мир, а жену создал как помощницу. Жена была создана как помощница, соответственно ему и подобной ему. После грехопадения принцип подчиненности еще более усилился. Одним из важных элементов этой системы является подчинение жены мужу. В том, что касается спасительной и освящающей благодати и ценности перед Богом, мужчина и женщина равны (Гал.3:28). Но в вопросах подчиненности они разные. Верующая женщина стоит наравне с мужем во Христе. Но она при этом остается полностью женщиной. У Бога ни муж, ни жена сами по себе не являлись целью творения. Каждый должен охотно и благодарно занять свое место, понимая, что разное назначение не является разной ценностью перед Богом. «Впрочем, ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога». Равноправие и равная ценность мужчины и женщины признано, но не должна быть признана одинаковость природы, одинаковость ответственности и отсутствие подчиненности. Единственное, что требуется от женщины — оставаться женщиной и внутренне, и внешне и не становиться безобразной копией мужчины. Бог все устроил совершенно. Каждый должен жить сообразно своей природе, своему назначению и своей подчиненности. Каждая женщина не должна стремиться быть мужеподобной, и каждый мужчина не должен быть женоподобным и изнеженным. Это должно проявляться и внешне, и внутренне. Покрытие головы женщины платком во время общения с Богом является внутренним признанием женщиной того, что она находится под главенством мужа и в его подчинении, оно отражает ее покорность Божьему порядку мироздания. Замужняя женщина с покрытой головой как бы говорит всему духовному и физическому миру: «Я не пренебрегаю заложенным Богом принципом подчиненности во Вселенной и добровольно подчиняюсь Божьему повелению о том, что я нахожусь под властью мужа, что я подчиняюсь ему как тому, кому Бог вручил часть Своей власти надо мной». Это важно для жены, а не для ангелов, а ангелы являются свидетелями постыжения сатаны и прославления Бога в признании того первозданного порядка, который дал Бог и который признается женщинами и мужчинами их конкретными действиями и одеждой. Жена содействует и помогает мужу, и вдвоем они представляют предусмотренное Богом единство. В этом смысле жена становится «славой мужа». Итак, из приоритета творения и из принципа подчиненности и гармонии во Вселенной Павел делает заключение, что «муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа». Этот порядок должен быть закреплен и в покрытии платком головы женой и в непокрытии головы мужем во время контакта с духовным миром (молитва, свидетельство, чтение Слова Божьего и т.п.). Славу и власть Христа должен отображать мужчина, а жены в какой-то степени отказываются от чего-то и воздерживаются, чтобы мужчины могли явить славу Господа во всей полноте. Покрытие головы для жен и непокрытие для мужей является добровольным актом, и этим актом идет открытое свидетельство покорности Божьему порядку. «Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов». Фраза «для Ангелов» означает, что в духовном мире идет подтверждение Божьего порядка, подчиненности и, тем самым, прославление Бога, что всегда делают покорные Богу Ангелы, а также посрамление тех падших ангелов и сатаны, которые не покорились Богу и отпали (Иуд.6). Это отпадение было потому, что один из ангелов отказался подчиняться Богу, и отношения равенства возобладали в нем по сравнению с отношениями подчинения, что и привело к катастрофе. Ангелы — Божьи хранители Его Церкви, над которой они стоят как постоянные стражи. Женщина должна покрывать свою голову, чтобы эти самые покорные из всех созданий не были оскорблены непокорностью. Ангелы являлись свидетелями уникального Божьего замысла о мужчине и женщине, а потому нарушение Божьего порядка оскорбительно для них, так как они несут большую работу как хранители порядка творения. Джон Хэдинг поясняет: «Конечно, ангелы с интересом наблюдают за жизнью верующих (1Кор.4:9; Еф.3:10; 1Тим.5:21). Эти ангелы в воскресение и в вознесение будут под руководством Господа (1Пет.3:22), а ангелы, не повинующиеся Ему, уже находятся в аду (2Пет.2:4; Иуд.6). Ангелы повинуются Его власти, зная, что для согрешивших ангелов уготован суд. Глядя на верующих, они ожидают от них, что те, перейдя от суда, будут жить по тем же принципам повиновения Господу. Исповедание этого повиновения они видят в покрытии и непокрытии головы. Они также наблюдают над исполнением этого порядка в христианском поведении и служении в собрании. В любом случае, святые будут судить ангелов (1Кор.6:3). Святые должны повиноваться больше, чем те, кого они будут судить»5.19. Таким образом, покрытие головы у жен в собраниях является свидетельством гармонии и Божьего устройства для невидимого духовного мира.

Б. Такой порядок устанавливает и закрепляет Божье различие между полами, различие между мужчиной и женщиной.

Как и в наше время, так и всегда были бунтующие женщины, которые не соглашались с Божьим порядком и хотели быть во всем, как мужчины. Одной из крайностей в смешении полов и стирании границы между мужчиной и женщиной является гомосексуализм. Бунт против предписанного Богом назначения мужчины и женщины проявляется в непокрытии головы молящейся женщины, или в молитве мужчины с покрытой головой. Молитва мужчины с покрытой головой есть знак отсутствия его власти над женой, непонимания своего главенства и того, что он непосредственно (в отличие от жены, которая отражает славу через мужа) есть образ и слава Божия. Апостол Павел закрепляет здесь разницу между полами. Всякий муж, обращаясь к Господу или говоря от Него, должен делать это как мужчина с определенной ответственностью и властью, а не как просто «человеческое существо», как пытаются интерпретировать либеральные богословы. Всякая жена, обращаясь к Господу и говоря от Него, должна делать это как женщина, осознавая свою подчиненность и то, что она является славой мужа, а не такой, как муж. Мужчина был создан для того, чтобы проявить Божью власть, волю и славу; женщина была создана для того, чтобы могли проявиться мужская власть, мужская воля и мужская слава. В служении мужа непокрытая голова указывает на духовного Главу — Христа и показывает славу и положение Господа. В служении женщины их покрытая голова указывает на повиновение авторитету мужчины, показывает славу мужа. И такой совершенный порядок приносит славу Богу. Оба эти действия (покрытие головы сестрами и непокрытие братьями) свидетельствуют о внутреннем согласии с Божьим замыслом полов и о согласии с их разным назначением.

В. Сама природа как первоначальный замысел Бога говорит о том, что у женщины должно быть покрывало.

«Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?» Чему учит нас природа? Даже если мужчина не будет стричь волосы, они, как правило, не будут расти у него с той же скоростью, как у женщины, и не достигнут той же длины, как у женщины. Сама природа подсказывает женщинам их красотой волос, их пышностью, их ростом, что покрытие необходимо для женщины, так как изначально ее волосы являются естественным и задуманным Богом покрытием. Мужчинам же, наоборот, сама природа не предназначила длинные волосы и тем самым природа как бы говорит, что голова мужчины должна быть открытой. Длинные волосы женщин, иногда волосы до пят, украшают ее и говорят о том, что она нуждается в защите и в укрытии под авторитет мужа (трудно работать, сражаться и строить с такими волосами). Мужчинам же с короткими волосами легче быть воинами, добытчиками и активными работниками. Но естественное покрытие головы волосами у женщин не отражает добровольного и осознанного подчинения порядку и не отражает истинной покорности, так же как и не отражает истинной покорности принудительное покрытие головы, потому что добровольное и радостное послушание более всего радует Господа и отражает любовь к Нему.

«И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается». Здесь говорится, что у женщины должно быть либо два покрывала (одно — естественные волосы, а второе — собственно покрывало), либо ни одного. Но о втором варианте Павел говорит с сарказмом и с укором. Апостол Павел говорит, что если ты, жена, такая «свободная» во всем, если ты пренебрегаешь заложенной изначально Божьей природой и порядком, если для тебя волосы ничего не значат, и ты не стесняешь себя никакими правилами приличия, если тебе все равно, то тогда для тебя никакого труда и никакой проблемы не составляет быть постриженной, т.е. постриженной наголо (полное удаление волос, о чем свидетельствует значение такого же слова в текстах Деян.8:32; Деян.18:18; Деян.21:24). Ясно, что это выглядело нелепо и позорно даже для неверующих того времени. Если жена хочет быть в собрании равной мужу и снимает платок, то тогда, иронизирует Апостол Павел, пусть она завершит свое «омужествление», дав обрить себе голову, как и мужчина. Но этого не делали самые дерзкие женщины, потому что это было некрасиво перед всеми и всеми презиралось. Талмуд указывает, что евреи считали обритую женщину крайне уродливой. У евреев остриженная голова женщины свидетельствовала о позоре или о горе (Ис.3:16,17; Иер.16:6), а волосы плененной женщины удалялись, чтобы проверить любовь мужчины через месяц (Втор.21:10-14). Поэтому такой резкий аргумент был понятен тогда для женщин, и пострижение наголо считалось позорным. Исторические документы, древнейшие памятники и изображения в римских катакомбах и в других местах собраний первых христиан в первом веке показывают, что в ранней Церкви женщины покрывали голову, а мужчины были с непокрытой головой и с коротко подстриженными волосами. Сегодня беспорядок так глубоко вошел в природу человека, что мы можем видеть мужчин с косами и с покрытием волос до пояса, как у женщин, а женщин — почти обритыми или подстриженными «под мальчика». Господь никогда не требует от нас ничего нелепого и неразумного. Поэтому правильным и разумным для жены является покрытие волос покрывалом. Первое покрывало ее головы — ее собственные волосы. Они дают ей природную честь, дают красоту и честь от творения. А второе покрывало — искусственное поверх волос (платок), свидетельствует о добровольном смирении, о принятии своей роли, о признании изначального порядка и природы в творении и об отдаче славы мужу. Благодаря этому порядку исключается всякое постыжение при духовных действиях.

Г. Этим подчеркивается ценность духовных принципов для всех церквей Божьих.

«А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии». Так пишет Павел, указывая, что церкви Божьи не имели такого правила, чтобы сестры служили с непокрытой головой. Павел был водим Духом Божьим, и верующие должны подражать Павлу (1Кор.11:1) и другим поместным церквам (1Фес.2:14). Поэтому ни одна поместная община не имеет права своевольничать и вводить что-то такое, что нарушает Слово Божье и приводит к нарушению единства. Важно отдать предпочтение духовным ценностям, а не человеческим желаниям.

Многие говорят сегодня: «Есть такие важные дела в мире по спасению миллионов людей, а мы дискутируем о платках и других маловажных делах». Конечно же, наличие или отсутствие покрывала не влияют на вопросы спасения. Этот вопрос не должен приводить к разделению в церквах, потому что церковь сильна единомыслием и должна хранить единомыслие (1Пет.3:8; Рим.12:16; Рим.15:5; 2Кор.13:11; Флп.2:2). Не должно быть такого, чтобы наличие или отсутствие покрывала или другие разногласия, связанные с одеждой, являлись бы камнем преткновения среди верующих и лишали их силы нести общее служение. Обычно при таких разногласиях и разделениях внешние признаки являются лишь небольшими показателями более глубоких внутренних противоречий в более серьезных вопросах христианской жизни, затрагивающих поклонение Богу, следование за Богом, понимание сущности Церкви и служения Господу. Мы должны всегда помнить, что «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк.16:10). Мы также должны знать, что внешнее проявление послушания Богу отражает не просто механическое и бессознательное покрывание головы платком, но является смирением к получению полноты благодати Божьей (1Пет.5:5) и проявляет препоясывание сердца покрывалом послушания и благоговения, что особенно драгоценно пред Богом.

Таким образом, покрытие головы женой и непокрытие головы мужем при духовном служении Богу является нетрудным и малым действием, которое свидетельствует о важных духовных явлениях и указывают на подчинение Божьему порядку. Тот, кто нарушает этот порядок, постыжает свою голову и лишает себя определенной награды в вечности и определенных благословений на земле. Поэтому Павел не случайно так основательно разбирает этот вопрос.

2. Подчиняться не течениям моды, не направлениям в грешном мире, не своим желаниям, а повелениям Божьим и Божьим приоритетам, которые имеются в Писании (1Кор.14:36,37; Лк.16:10; 1Ин.2:15-17; 2Кор.6:14-18).

Слово Божье всюду отдает приоритет чистоте, святости, целомудрию, приличию, внутренней красоте, а не внешней. Приличная и целомудренная одежда будет способствовать правильному настрою при поклонении Богу в церкви, содействовать благоговению и трепету перед Царем царей. Никто из людей сегодня не пойдет на прием к президенту в шортах и майке, но есть люди, которые с пеной у рта оспаривают такое право для себя в церкви, куда они приходят на поклонение Святому Богу. Это особенно касается женщин, потому что в этом вопросе у них есть больше возможностей и больше соблазнов. Мы должны быть далекими от законничества, но мы должны также быть послушными Богу и Его Слову, духу Писания:

Пс.118:9: «Как юноше содержать в чистоте путь свой? — Хранением себя по слову Твоему».

Рим.12:1,2: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная».

Тит.2:3: «…чтобы старицы также одевались прилично святым».

1Тим.2:9,10: «Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию».

1Пет.3:3,4: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом».

Эти простые и ясные повеления направляют нас к тому, чтобы во всем хранить чистоту и умеренность, простоту и святость, не подражать миру, а преображать мир своим примером хождения по Божьим стандартам. Одеваться, «как прилично святым» (Тит.2:3), ходить в «приличном одеянии со стыдливостью и целомудрием» (1Тим.2:9,10), не стремиться к тому, чтобы выделяться среди других золотыми уборами и нарядностью в одежде, а отражать своим сердцем (прежде всего) и своей одеждой человека с нетленной красотой кроткого и молчаливого духа.

Речь не идет о том, чтобы сделать правила приличия святых более узкими, чем они даны в Писании, сойти на скользкий путь законничества, самоправедности и считать (независимо от состояния сердца людей) более святыми тех, которые носят правильные одежды. Мы далеки от навязывания человеческих правил, тем более далеки от того, чтобы измерять длину каблуков и юбок, навязывать определенный и однообразный стандарт причесок и т.п. Но мы за то, чтобы, сохраняя красоту в многообразии, быть угодными в Божьих очах. Красота и совершенство — это неотъемлемые качества Бога Творца, а мы как Его творение должны отражать эту красоту во всем, в том числе и в одежде. Слово Божье (1Тим.2:9,10; 1Пет.3:3,4) не запрещает украшения вообще (украшениями являются не только изделия из драгоценных металлов, но и элементы одежды), но говорит о том, что приоритет должен отдаваться внутренней красоте, красоте духа и души, говорит о том, что «все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор.6:12); «все мне позволительно, но не все назидает» (1Кор.10:23)

Профессор Герберт Янтцен (р.1922) отражает жизнь в порядке и гармонии как порядок в поведении, порядок в одежде, порядок в желаниях: «Наша жизнь не должна характеризоваться хаосом. Иаков пишет, что неустройство происходит от дьявола (Иак.3:15,16). Земная мудрость производит неустройство, хаос. Но христианам должны быть присущи гармония, порядок… Нам необходимо помнить, что Бог является Богом мира и гармонии, а не беспорядка. В 1Кор.14:40 Павел говорит о собраниях верующих, что “все должно быть благопристойно и чинно”… Если Бог говорит, что мужчины и женщины должны вести себя определенным образом, то здесь не может быть разных мнений, поскольку Библия написана для каждого человека… Одежда — это, прежде всего, покрытие. Так установил Бог в Едемском саду. Одежда покрывает нашу наготу. Необходимо, чтобы по одежде можно было установить пол человека. Библия ясно придает большое значение тому факту, что одежда должна соответствовать полу. В греческой литературе человек, который расхаживает в женской одежде и говорит легкомысленные речи, назван дикарем. Таким образом, если язычники в библейские времена имели представление о том, что прилично и что нет, то я придерживаюсь мнения, что Бог имел в виду половое различие во Втор.22:5. Бог говорит не только о ношении женщинами мужской одежды, но и о ношении мужчинами женской одежды. Запрещено и то, и другое… Единообразная одежда, не учитывающая различия полов, вошла в обиход, когда в 60-ые годы многие отошли от христианства, и стирание граней между полами превратилось в своего рода мировоззрение… Когда все разрешено, тогда все теряет свою ценность… В том, что касается порядка в одежде, мужчины должны быть впереди. Мы должны быть одеты аккуратно, ведь мы идем в присутствие Божье… Апостол Петр тоже касается этой темы в 1Пет.3:1-5… Когда Петр говорит, что украшением должно быть “не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде”, он не имеет намерения запретить всякие украшения. Украшение — это не только изделие из металла, но все то, что относится к категории прекрасного, что помогает выглядеть нарядным, например, красивая одежда. Петр упоминает здесь не только украшения, но и плетение волос. Если здесь видеть запрет, то девушки не должны заплетать косы. Тогда с волосами нельзя делать ничего, кроме как просто расчесывать их. Но ведь их, по крайней мере, укладывают в узел, а это одна из форм плетения волос. То же касается и одежды. Если нет запрета на ношение одежды, то не запрещено и выглядеть красиво. Что же тогда Петр имеет здесь в виду? Он не запрещает эти три вещи, но говорит, что не в этом должно заключаться украшение женщины… Одежда должна быть приличной и красивой. Но мы не должны все внимание сосредоточивать на внешности. Это явствует из примера, который приводит Петр. Он упоминает святых жен Ветхого Завета. Возьмем семью Авраама. Сарра умерла. У его сына Исаака все еще нет жены. И вот Авраам посылает раба к своим родственникам в дальнюю страну. И дает ему украшения. Он знает, что носила его жена, и посылает с рабом украшения для будущей невесты. И когда раб приходит туда, он дарит эти украшения девушке, как только убедился, что Бог избрал ее. Вспомним также Песнь Песней. Там говорится о невесте: “Прекрасны ланиты твои под подвесками, шея твоя в ожерельях; золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блестками” (Песн.1:9,10). Итак, мы не должны думать, что святые жены не носили украшений. Просто их мысли не были привязаны к внешнему; они имели страх Божий»5.20.

Ни в чем не должно быть крайностей. Но если Слово Божье говорит о приоритете внутренней красоты над внешней, то христиане должны стремиться обладать внутренней красотой и не тратить все время и все силы только на внешнюю красоту. Многие украшения, «побрякушки», кольца во рту и в носу, разные предметы гардероба, неразумное применение косметики, использование неестественных цветов волос (например, фиолетовый или красный) и т.п. приводят к тому, что женщина чаще похожа на разрисованного клоуна, чем на женщину. При этом теряется первозданная красота, заложенная Богом. Здесь есть опасность попасть в зависимость от «искусственной» красоты, такая же опасность, как и попасть в зависимость от алкоголя, начав с малых доз. Поэтому необходимо хранить себя от непотребства, нечистоты и от того, чтобы что-то обладало христианами. Женщина-христианка при этом должна оставаться женственной и красивой дочерью Царя царей, не привязывать свое сердце к тому, что в мире, а отделяться от мирских ценностей, потому что они ведут к греху. Слово Божье предупреждает нас, чтобы мы не были самонадеянны, не думали, что для нас сегодня действуют другие «цивилизованные» нормы, чтобы мы бодрствовали и не попались на уловку лукавого:

1Ин.2:15-17: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек».

2Кор.6:14-18: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель».

Все то, что от греховного мира, не имеет никакого отношения к Богу и, более того, противно Ему. Нельзя идти в одной упряжке с миром, нельзя гнаться за мирскими течениями, потому что это означает для праведного человека гнаться за беззаконием. Христиане должны выйти из мирской системы ценностей и облечься в святость. Истинное воздержание проявляется в наличии страха Божьего и в подчинении своего поведения Божьим меркам, а не стихиям мира, которые сегодня облекаются в философские учения и различные теории мирских психологов. Актуальным остается предупреждение Апостола Павла: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол.2:8). И если христиане первого века отдавали свои жизни для сохранения истины и не преклонялись перед грозным Римом, то неужели сегодняшние христиане не в состоянии противостать хотя бы вызову мира в греховных тенденциях моды, одежды и внешнего вида?

Наметившаяся в последнее время тенденция к оголению женщины приводит к потере таинственности, т.е. к потере того, чем женщина была всегда прекрасна. Чем больше оголяется женщина, тем менее она привлекательна, таинственна и прекрасна, тем меньше возвышенных чувств она вызывает и тем ниже она ставит свое внутреннее содержание. Как справедливо заметил еще в древности греческий историк Геродот (484-425 до Р.Х.): «Вместе с одеждой женщина совлекает с себя стыд»5.6. Женщине, которая любит броско одеваться, привлекать внимание мужчин и быть в центре внимания, необходимо проявлять воздержание и в чувствах, и в одежде. Василий Великий (330-379) писал: «Женщина, наряжающаяся для того, чтобы возбудить в себе вожделение невоздержанных, уже любодействовала в сердце своем»5.3. Поэтому одежда говорит о многом. Она может давать повод к преткновению или же, наоборот, гасить всякое вожделение и внутри себя (через желание носить целомудренную одежду), и у других (посредством пленения похоти очей в целомудренность одежды, подчеркивающей чистоту характера и чистоту устремлений). Французский писатель Н. Шамфор (1741-1794) метко выразил мысль о том, что одежда может свидетельствовать о многих чертах характера: «Наряд — предисловие к женщине, а иногда и вся книга»5.6.

Женщина-христианка должна одеваться так, как прилично святым. Все это не означает ни в коей мере, что женщина-христианка не должна следить за собой и за своим внешним видом и телом. Нет! Но это означает, что ее одежда (впрочем, как и одежда всякого мужчины-христианина) должна быть и красива, и свята, и прилична, и целомудренна.

3. Эффективно свидетельствовать окружающему миру о Господе через благоговейное хождение пред Ним, отражать Его свет, быть солью земли и светом мира (Мф.5:13-16; 1Пет.2:9; Еф.5:8-12; Евр.12:28).

Мф.5:13-16: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».

Мы — дети Божьи, члены Тела Христова. По детям многие будут судить об Отце и о Церкви. Горе тому, через кого придут соблазны. Христиане должны не подражать миру, не гнаться за ним, а стать выше его, быть светом мира и побеждать его своей верой и святостью. Наша задача не опускаться до уровня мира, а мир поднимать до уровня христианской нравственности; не утрачивать свою сдерживающую соленость, но быть солью земли; не растворяться в мраке греховных ценностей, но быть светом мира. Церковь — это «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего… из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9). Наша задача — возвещать совершенство Бога, а не совершенство мирской моды.

Броская, вызывающая манера одеваться подчеркивает отсутствие внутреннего смирения перед Богом, отсутствие самоконтроля и говорит о желании выделяться, о желании нравиться противоположному полу, свидетельствует об изъянах в достижении целомудрия. Особенно это касается женщин. Женщина в нецеломудренной одежде дает повод для того, чтобы прелюбодействовать другим похотливыми взглядами. И в духовном мире имеет значение то, что кто-то, глядя на такую нецеломудренную женщину, мысленно касается ее. Такое поведение способствует потере страха Божьего и благоговения перед Творцом, а, следовательно, и истинной радости в Господе и устремления к небесному и непоколебимому Царству: «Итак, мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом» (Евр.12:28).

У женщины красота внешняя и красота внутренняя должны быть взаимодополняемы и находиться в гармонии. Внешний вид жены-христианки должен отражать Божий свет и говорить всем о красоте Божиих замыслов. Важный критерий одежды христианки (и христианина тоже) состоит в вопросе: «Пошла бы ли я на встречу со Христом в такой одежде? Порадовала бы или нет такая моя одежда Господа?» Приличная одежда, тонкий вкус, ухоженность и опрятность, естественность, простота и элегантность — все это должно быть свидетельством для мира и отражать красоту Церкви Божьей, которая должна быть без пятна и порока. Христиане своей чистотой, святостью, целомудрием и красотой должны побеждать и превосходить этот развращенный мир, чтобы люди видели свет и видели небесный эталон на земле. И эта красота всегда будет ценной в глазах Бога и любящих его людей, потому что другой красоты у Господа нет.