Воздержание

4. Проявлять любовь, послушание, смирение, устройство, единомыслие и мир при подчинении общецерковной дисциплины, проявлять жертвенность для Господа вместо требования снижения планки для себя в христианской жизни (Ин.13:35; Ин.17:11,20,21,22,23; 1Кор.14:33; 1Пет.3:8; Рим.12:16; Рим.15:5; 2Кор.13:11; Флп.2:2; 1Пет.5:5,6; 1Цар.15:22; Рим.14:19-21; Рим.15:2; 1Кор.10:24; 1Фес.5:13; Евр.12:14,15; Евр.13:17).

Одежда не должна стать тем, что разделяет братьев и сестер, наша манера одеваться не должна приводить к разделению в церкви. Наша задача — искать не своей пользы, но пользы другого и укреплять единство в церкви, достигать единомыслия на основании Слова Божьего, а не на основании мнения большинства:

Рим.15:5: «Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса».

1Пет.3:8: «Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры».

Рим.12:16: «Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе».

2Кор.13:11: «Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами».

Флп.2:2,3: «То дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя».

Когда есть разные точки зрения, важно смириться и принять Божью позицию, достичь единства через смирение, через поиск мира и через любовь. Об этом говорит нам Слово Божье:

1Пет.5:5,6: «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время».

1Цар.15:22: «И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов».

Рим.14:19-21: «Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает».

1Фес.5:13: «…будьте в мире между собою».

Ин.13:35: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».

Ин.17:21: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня».

Задача пастырей и учителей церкви — научить членов церкви истинам Слова Божия и на этом основании, а не на основании человеческих традиций, строить единство. Только такое единство будет иметь силу и будет долговременно. Важно сохранить в поместных церквах и любовь, и истину. Истина будет препятствовать тому, чтобы скатываться на позиции грешного мира, а любовь будет способствовать тому, чтобы искать путей прославления Бога и служить ближнему.

Любовь всегда отдает. За всю свою духовную практику я еще не встречал людей, которые бы требовали у Бога что-то для себя, боролись за снижение нравственной планки, отвоевывали право на то, чтобы что-то нацепить на себя, или право поступать так, как им хочется, которые бы отвоевывали в церкви более широкий путь следования, и были бы при этом успешны и плодоносны в христианской жизни. Требующий что-то для себя и преступающий Божьи заповеди уже находится на скользком пути. Если трудно смирить себя в одежде, в подражании миру в украшениях и моде, то насколько же труднее будет это сделать в характере, который необходимо менять. Страшна не одежда, но страшен тот бунт, который проявляется в упорном отказе быть послушными пастырям и служителям церкви, которые пекутся обо всех и отвечают за души пред Богом (Евр.13:17).

Конечно же, нельзя прибегать к крайностям и заставлять одеваться всех одинаково, как в армии, или одеваться безвкусно, принимая это за признак «духовности». Но во всякой церкви должны быть разумные правила, основанные на Писании, которым необходимо подчиняться, хотя бы в этом проявляя послушание и смирение.

На попытку либерально настроенных в этом вопросе людей навязать какие-то споры, связанные с человеческими доводами по стихиям мира сего, хочется ответить словами Апостола Павла: «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1Кор.11:16).

3. Контроль и управление мыслями, подчинение мыслей под волю Божью (Втор.15:9; Зах.8:17; Пс.18:15; 2Кор.10:5; Флп.4:8,9; Рим.8:7; Пр.23:7; Пр.24:8,9); контроль над языком (Пс.140:3,4; Иак.1:19,20; Еккл.5:1; Еккл.10:12; Пр.17:27; Пр.29:22; Иак.3:2-13; Еф.4:29).

Воздержание проявляется в контроле и управлении мыслями. В Книге пророка Иеремии мы находим глубокую истину о том, что внешний и внутренний человек могут сильно различаться, но суть человека, которую видит Господь, будет всегда проявлена через его внутреннее содержание: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его» (Иер.17:9,10). Наши мысли и наши слова являются барометром нашего духовного состояния. В одной из проповедей было сказано, что невидимый мир мыслей и чувств христианина является тем миром, о котором нам необходимо заботиться более всего: «Много ли нашлось бы среди нас сегодня тех, кто бы был готов к тому, чтобы Бог открыл всю картину истинного состояния нашего сердца, наших мыслей, наших желаний, наших движений чувств и истинных устремлений? Далеко не все согласились бы на это. Но именно ради совершенствования наших сердец… и существует церковь. Мы, к сожалению, иногда боимся увидеть себя такими, какие мы есть, только потому, что не боимся Бога и боимся изменять себя под Его волю... Бог видит все: Он видит наше сердце, Он знает наши желания, Он слышит еще не сказанные нами слова, Он радуется или огорчается нашим планам. Попытка обмануть Бога и показаться праведным перед Ним, когда есть нечистота в сердце, — это безумие... Датский мыслитель Серен Кьеркегор сказал: «Наша жизнь всегда представляет собой результат преобладающих в нас мыслей»… Смотри в свое сердце, потому что твои дела и поступки будут такими, какое у тебя в данный момент сердце, какие мысли, какие на самом деле отношения с Богом. Умей управлять мыслями. «Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их», — сказано в Книге Притч (Пр.20:5). Нужно правильно их вычерпывать и правильно управлять их потоками»5.21. Ты всегда такой, каковы твои мысли, поэтому управляй своими мыслями, не давай лукавому загрязнять сердце, воздерживайся от грязных мыслей и желаний.

Пуританин Ральф Веннинг так писал в 17-м веке о важности воздержания от худых мыслей: «Многие из соблюдающих чистоту своей речи и поступков весьма вольно обращаются со своими мыслями… Злодеяния суть потомки и дети зломыслия, ветви и плод этого корня. Мысли — первенцы души; слова же и поступки — их младшие братья. Они масло, питающее пламя, которое иначе погаснет; осуществленные грехи были вскормлены грехами задуманными… Порочность человека зиждется на его помыслах, укореняется и произрастает из них»5.22.

«Кто замышляет сделать зло, того называют злоумышленником. Помысел глупости — грех»,— сказано в Писании (Пр.24:8,9). Греческий философ Эпиктет (50-138) отмечал: «Умный борется со страстью, а глупец становится ее рабом… Владей страстями, иначе страсти овладеют тобою»5.7. Это в полной мере относится к воздержанию в мыслях. Мы часто сами боимся признаться себе, братьям и сестрам о своих мыслях и честно заглянуть в свое сердце, чтобы вымести оттуда всякий мусор. «Не давая нашим друзьям заглянуть в самую глубину нашего сердца, мы это делаем не столько из недоверия к ним, сколько из недоверия к самим себе», — писал французский писатель Ф. Ларошфуко (1613-1680).

Христианин должен заполнять себя добрыми мыслями. Апостол Павел пишет: «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп.4:8). Наш Господь Иисус Христос показывает глубинную причину и механизм появления греха: «Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк.7:20-23). Суть всего учения Христа по отношению к нравственной жизни человека сводится к тому, что для победы над грехом необходимо внутреннее изменение, потому что основа всякого греха — внутренние помышления, а внешние действия являются уже следствием. Поэтому так важно проявлять воздержание, чтобы не дать места греховным мыслям. Человек совершает грех, когда хочет его совершить, и начинается этот процесс в мыслях. Состояние нашего внутреннего человека отражает наше отношение к Богу и наши будущие действия. Сегодняшние мысли — это завтрашние действия; сегодняшнее недовольство и зависть — это завтрашний гнев; сегодняшний ропот и неблагодарность — это завтрашнее осуждение; сегодняшняя злость — это завтрашнее насилие; сегодняшние тщеславные мысли — это завтрашняя клевета на тех, кто лучше тебя; сегодняшние блудные мысли — это завтрашнее прелюбодеяние; сегодняшняя жадность — это завтрашнее воровство. Человеческие мысли могут быть чистым источником или же мусорной ямой. Лукавый хочет превратить наши мысли в мусорную яму, даже позволив внешнему человеку быть по форме весьма благопристойным и иметь вид благочестия. Но сущность человека определяется его мыслями, его внутренним состоянием, его сердцем. И красивые внешне контейнеры могут содержать внутри себя много невидимой гнили и нечистоты. Господь говорил фарисеям по причине их худых мыслей такие слова: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф.23:27,28).

Воздержание ставит преграду для проникновения худых мыслей в сердце человека. Апостол Павел, подчеркивая постоянную борьбу за чистоту сердца, выразил источник победы таким военным языком: «Пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2Кор.10:5). Воздержание должно стоять, как воин, на страже сердца и мыслей. Эгоизм — прочь назад! Осуждение брата или сестры — здесь вам нет места! Зависть — не пройдешь в мое сердце, потому что оно принадлежит Богу, и там нет для тебя места! Тщеславие и высокое самомнение — воздержание не откроет вам врата сердца, потому что вы загрязните его владельца! Зло и месть — воздержание уловит и нейтрализует вас любовью, которая «не мыслит зла» (1Кор.13:5)! Важно не пустить зло, потому что не впустить «врагов» проще, чем потом избавляться от них.

Чтобы блюсти с помощью воздержания чистоту своих помыслов, необходимо:

1. Вникать в себя, честно исследовать свое сердце в свете Божьего Слова и очищать худые мысли и намерения с помощью молитвы исповедания.

Давид молился о том, чтобы Бог показал ему его сердце и очистил его от тайных и явных грехов:

Пс.138:23,24: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный».

Пс.18:13-15: «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения. Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой».

Пс.50:12: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня».

Апостол Павел советует Тимофею: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим.4:16).

Пророк Исаия дает путь к освобождению от греховных помыслов: «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис.55:7).

2. Заменить худые мысли добрыми.

Эту мысль выразил Христос на примере нечистых духов: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк.11:24-26).

Завидуешь человеку — ищи в нем доброе и молись за его успех. Имеешь мысли об обогащении — думай о том, как отдавать то, что имеешь, на дело Божье. Имеешь обиды в сердце — молись за обидчика и благословляй его, побеждая лукавого. Имеешь мысли о мести к людям — молись о благословении тех, кому хочешь отомстить. Вот это настоящая победа в духе! Для твердости победы важно закрепить добрые мысли в своем сердце и жить ими постоянно.

3. Прислушиваться к голосу совести, не заглушать этот голос, а стремиться к очищению сердца.

Апостол Иоанн пишет: «И вот по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши; ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все. Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» (1Ин.3:19-22).

4. Пленять худые мысли в послушание Христу, не впускать их в свое сердце.

Это можно делать только с помощью Духа Святого, этого нельзя достичь плотскими усилиями, о чем и говорит Апостол Павел:

2Кор.10:3-5: «Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу».

Это значит противиться тому, что вводит в грех: глаза не должны смотреть на то, что соблазняет; уши не должны слушать того, что будет приводить к худым мыслям. Божье должно пленять греховное, доброе должно пленять злое, чистое должно пленять грязное, светлое должно пленять темное, потому что Писание говорит каждому христианину: «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1Ин.4:4).

5. Питаться Словом Божьим и общаться с Богом.

Слово изолирует сердце от пагубных мыслей и укрепляет его защиту. Оно является мечом духовным в борении:

Пс.118:10,11: «Всем сердцем моим ищу Тебя; не дай мне уклониться от заповедей Твоих. В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою».

Еф.6:17,18: «И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых».

Слово Божье и молитва освещают все худое, и совесть не дает покоя до тех пор, пока не наступит очищение сердца. Слово Божье показывает: что должно быть и что есть у меня в мыслях и в сердце на самом деле. Оно высвечивает каждый потаенный уголок души и приводит к познанию истины о требуемом состоянии. Оно приводит к освящению и удалению от ценностей мира. Вот почему Господь молится за учеников: «Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина» (Ин.17:17).

6. Не жить воспоминанием грехов, не лелеять прежние грехи, удаляться от искушений, не завидовать и не ревновать злым людям.

Если бросивший курение будет вспоминать, как приятно было с сигаретой, а оставивший употребление алкоголя будет придаваться мыслям о том, как сверкает вино и как оно приятно, то они скоро опять впадут в ту зависимость, в которой были ранее. Необходимо также давать верную оценку происходящему, не завидуя тому, что ведет к удалению от Бога.

Пс.35:2-5: «Нечестие беззаконного говорит в сердце моем: нет страха Божия пред глазами его, ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его; слова уст его — неправда и лукавство; не хочет он вразумиться, чтобы делать добро; на ложе своем замышляет беззаконие, становится на путь недобрый, не гнушается злом».

Пр.24:1,2: «Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними, потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их».

Пс.72:1-3,17: «Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем! А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, — я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых… Доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их».

Чтобы давать правильную оценку всему, необходимо смотреть не в начало жизни, а в конец.

7. Всегда, в любой ситуации побеждать худые мысли любовью и прощением, никогда не мстить, но молиться за противников, побеждая при этом лукавого.

Нет ничего такого в жизни, что нельзя было бы победить любовью, и таких побед ждет от нас Господь:

Рим.12:19-21: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».

Мф.5:44: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».

Иоанн Златоуст говорит, что победа добра над злом и победа над дьяволом достигается в том случае, когда мы боремся с грехом, а не с грешником: «Если же ты будешь молиться о погибели врагов, то будешь молиться о том, чего хочет твой непримиримый враг диавол, между тем, как молитва за врагов есть молитва против него самого»5.23. Если мы будем поступать так, как хочет Господь и как задумано Его совершенное вечное Царство, то тогда дьявол будет побежден, а души людей будут освобождены от плена греха. Зло нельзя изгнать большим злом, зло можно победить только любовью.

Важнейшим проявлением воздержания является контроль над языком. Слова могут указывать путь к Богу и к спасению, могут исцелять душу, ободрять, помогать, учить, но они могут и наносить раны, приводить к раздорам, отравлять и калечить души. Слово имеет большое значение в духовном мире, оно имеет силу воздействия на человека. Сам Бог творил Вселенную и человека Словом (Быт.1:3-31). Иисус отвергал искушения сатаны Словом. Через слышание Слова люди приходят к вере. В силу того, что слово имеет огромное значение, Господь говорил:

Мф.12:35-37: «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься».

О важности контроля над языком многократно говорит Писание:

Пс.33:14: «Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов».

Пс.140:3,4: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих; не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их».

Пр.16:27: «Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий».

Пр.17:27: «Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен».

Пр.26:28: «Лживый язык ненавидит уязвляемых им, и льстивые уста готовят падение».

Пр.28:23: «Обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком».

Ис.59:12-14: «Ибо преступления наши многочисленны пред Тобою, и грехи наши свидетельствуют против нас; ибо преступления наши с нами, и беззакония наши мы знаем. Мы изменили и солгали пред Господом, и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену, зачинали и рождали из сердца лживые слова. И суд отступил назад, и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади, и честность не может войти».

Еккл.5:1: «Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги».

Пс.139:2-4: «Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя: они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань, изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их».

Иак.1:19,20: «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией».

Еф.4:29: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим».

Тит.2:7,8: «Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого».

Иак.3:2-13: «Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду. Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью».

Воздержание есть контроль над языком и способность управлять речью, чтобы в одной конкретной ситуации верные слова были лучше, чем молчание, а в другой — молчание лучше слов:

Пр.15:23: «Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!».

Пр.16:23,24: «Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его. Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целебна для костей».

Пр.18:19-21: «Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам замка. От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается. Смерть и жизнь — во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его».

Пр.25:11: «Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах — слово, сказанное прилично».

Кол.4:6: «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому».