Воздержание

Наш язык может быть добрым другом и помощником, но может быть и врагом:

Язык — души словесная печать,

Он отнимает у людей награду,

Когда кричат, где надобно молчать,

И там безмолвны, где кричать бы надо5.24.

Как трепетно и обдуманно было бы каждое наше слово, если бы мы постоянно помнили, что наши слова слышит Господь, что в своих словах мы найдем себе оправдание или осуждение (Мф.12:35-37)! Как свято было бы для нас каждое слово, если бы мы помнили, что одно из имен Господа Иисуса Христа — Слово (Ин.1:1)! В Писании есть предупреждения о контроле над языком почти на все случаи жизни. Мы не можем представить полную картину той пользы и того вреда, которые может принести человеческий язык. Апостол Иаков и другие авторы Писания дают яркие образы и сравнения, касающиеся нашего слова и языка:

1. Язык и удила (Иак.3:3). Удила состоят из металла и соединены с вожжами, чтобы с помощью их можно было управлять лошадью. Важно вовремя потянуть нужную вожжу.

2. Язык и руль (Иак.3:4). По сравнению с большим судном или транспортным средством руль имеет очень маленькие размеры, но этим маленьким инструментом можно управлять всем средством. Язык тоже очень мал по сравнению с телом, но власть его слова очень велика. Важно правильно направлять руль.

3. Язык и огонь (Иак.3:5; Пр.16:27). Небрежно сказанные слова, словно огонь, могут уничтожить много доброго. Маленький язык заключает в себе огромные возможности творить зло. Злой язык воспаляем от геенны, его пламя летит из ада и распространяется на все вокруг, а потом огонь переносится дальше с огромной скоростью. Поэтому так важно не бросать спичку туда, где может возникнуть пожар и принести огромный ущерб.

4. Язык и неукротимое животное (Иак.3:7,8).

Даже самое дикое животное можно надрессировать и обучить. А язык укротить еще сложнее. Но очень важно укрощать его, иначе он принесет много зла.

5. Язык и смертоносный яд (Иак.3:8; Пс.139:4). Капля яда может принести смерть. Язык может отравлять умы и губить репутацию, обливать грязью честных людей и возвышать нечестивых. Важно не выливать яд на других, потому что его потом очень трудно или невозможно нейтрализовать.

Лукавый обманывает людей, внушая им, что, принося зло другим своим языком, они не пострадают. Это является коварным обманом. «Совращающий праведных на путь зла сам упадет в свою яму, а непорочные наследуют добро», — сказано в Пр.28:10. Та же мысль содержится и в Пр.26:27: «Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится». Чаппел так пишет об этом: «Всем недовольный человек наносит вред себе… Поливающий грязью других не может участвовать в своем любимом времяпрепровождении, не запачкав той же грязью свои руки и сердце…. Мы оказались довольно глупы, веруя, что можем возвыситься, унизив другого. Мы были ослеплены, воображая, что, поместив динамитную шашку под дом нашего соседа, укрепляем основание собственного дома. Но этому никогда не бывать. Мы можем преуспеть в своих усилиях навредить другим, но всегда будем наносить более глубокий ущерб самим себе»5.25. Всегда актуальным является мудрый совет из Писания: «Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст» (Пр.14:7).

Воздержание должно приводить истинных верующих к тому, чтобы у них язык использовался только для добра, а не для зла, чтобы он не имел двойного назначения (Иак.3:9-17). Все, что мы говорим, должно проходить тройное испытание:

а) истинно ли это?

б) служит ли это добру и созиданию дела Божьего?

в) нужно ли это?

Мы должны через воздержание избегать таких грехов, совершаемых посредством языка, как многословие, сквернословие, лесть, хвастовство, сварливость, ложь, лжесвидетельство, злословие, злоречие, сплетня, клевета, распространение слухов и т.п.

Рассмотрим некоторые из этих грехов и методы воздержания от них за счет контроля над языком5.12.

1. Ложь, обман, неправда, хитрость.

Обман — это грех распространения неистинных сведений и искаженной информации, при котором человек вводит в заблуждение других. Ложь является основной стратегией сатаны:

Ин.8:44: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи».

Бог ненавидит ложь, дает запрет на ложь и говорит о том, что нераскаянных лжецов ожидает ад:

Пс.118:104: «Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи»

Пр.12:22: «Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему».

Кол.3:9,10: «Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его».

Отк.21:8: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою».

Ложь выступает в обольстившемся человеке как быстрый и легкий путь привлечь к себе внимание и повысить себе цену в глазах других. Человек лжет, чтобы разбогатеть, чтобы возрасти в глазах других, чтобы оправдать себя, чтобы уйти от заслуженного наказания. Ложью является не только передача неистинных сведений, но и передача неполных и искаженных фактов, одностороннее их освещение. «Всякая неправда есть грех» (1Ин.5:17). Блез Паскаль сказал, что «злоупотребление истиной должно наказываться наравне с ложью». «Хороша только полная правда, полуправда ничего не стоит», — утверждал австрийский писатель Стефан Цвейг (1881-1942). Обманщики сами находятся в обмане, думая, что их ложь никогда не будет раскрыта. Но Слово Божье ясно говорит: «Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» (Лк.8:17). Ложь вредит всем: и тому, кто ее слушает, и тому, кто ее распространяет. Придет время, когда Бог откроет ложь и выведет, как свет, правду, подвергая позору и наказанию лжеца:

Ложь, даже самая искусная, нас губит,

В обман для выгоды душою всей не верь.

Знай, время вскроет ложь, оно лишь правду любит,

Оно для истины всегда откроет дверь5.24.

Лукавый очень хитро порабощает человека через ложь, потому что одна ложь влечет за собой много другой лжи, и человек запутывается окончательно. Марк Твен дает добрый совет всем: «Говори правду, и тогда не придется ничего запоминать». Всякий лжец помогает дьяволу в исполнении его планов. Единственный выход — совершить покаяние и устранить, по возможности, последствия всякой неправды, представив правду. Ложь разделяет человека с Богом, потому что «Он любит правду» (Пс.32:5). Ложь искажает образ Божий в человеке, потому что Господь есть истина (Ин.14:6), а дети Божьи должны отражать эту истину. Ложь приводит к барьеру в братских отношениях, потому что невозможно построить отношения в Господе на лжи (Кол.3:9). Нам надо удерживать свой язык от всякой неправды, от приукрашивания, от «безобидной» неправды, потому что при этом мы даем место дьяволу и обворовываем свою душу. Нам необходимо придерживаться принципа, который выразил Марк Твен: «Когда не знаешь, что сказать, говори правду. Это поразит врагов и друзей». А если наши слова не будут идти на созидание, то тогда лучшим средством контроля над языком является молчание. Правда не может быть поругана, потому что она — от Бога. Нам необходимо возлюбить правду и нести ее, даже если это будет сопряжено с трудностями и страданием.

2. Лжесвидетельство.

Лжесвидетельство — это представление и дача ложных сведений против другого человека ради собственной выгоды. Во время суда над Иисусом первосвященник отыскал двух лжесвидетелей, оболгавших Господа (Мф.26:60-61). Лжесвидетельство наносит вред невинным людям, их репутации, их семьям, а часто и многим церквам. Лжесвидетельство — страшное зло, которое наказывается Господом. Слово Божье дает строгие предупреждения о наказании за лжесвидетельство:

Пр.19:5: «Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется».

Исх.20:16: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».

Лжесвидетель становится осознанным помощником и непосредственным орудием в руках лукавого и разрушает Божье дело на земле.

3. Сплетня.

Сплетня — это распространение слухов, непроверенной или искаженной информации, пятнающей другого человека, а также раскрытие тайны и праздная болтовня, приносящая вред другим. Еще в ветхозаветные времена Господь давал через Моисея важные заповеди о каждодневной жизни народа Божьего. Эти законы являются совершенными и сегодня:

Лев.19:11,16: «Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга… Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь».

Сплетник — это тот, кто «ходит переносчиком… открывает тайну» (Пр.11:13). Сплетня часто открывает то, что должно храниться в секрете. Часто такая информация является приукрашенной или искаженной, с различными добавленными подробностями. Сплетня — это те сведения, которые не нужны Божьим детям и которые только вредят всем людям. Впуская сплетню в свою жизнь, мы открываем дверь дьяволу и даем ему возможность порочить людей, разлучать друзей, производить ссоры. Почвой для распространения сплетен является излишнее любопытство людей и наличие определенной нечистоты в сердце. Сплетни могут обрастать комом и приводить к разрушительным действиям. Необходимо избегать сплетников, останавливать их и не участвовать в этом грехе, потому что этого не приемлет Господь:

Пр.11:13: «Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело».

Еф.5:4: «Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение».

Пр.26:20: «Где нет больше дров, огонь погасает, и где нет наушника, раздор утихает».

Пр.16:28: «Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей».

При распространении сплетен могут использоваться достоверные факты, но их подача имеет неверный акцент; они излагаются, чаще всего, предвзято и односторонне и потому приносят не меньшее зло, чем ложь. Даже достоверные факты, изложенные предвзято, уже являются искаженными фактами и приносят разрушение. В любом случае, сплетня — это распространение своего субъективного понимания событий без любви к человеку, о котором распространяется информация.

Можно выделить три рода сплетен:

1. Злоречивые сплетни, сознательно и намеренно направленные на то, чтобы причинить кому-то боль. Они исходят из зависти, гордости и эгоизма.

2. «Приукрашенная правда», или ложь, возникающая из стремления что-то улучшить. Это более тонкий род сплетен, происходящий из самообмана или желания что-то приукрасить, сделать это «для блага» другого человека, улучшить чье-то положение в глазах людей. В таких случаях сплетник прячет свои эгоистические побуждения под видом заботы о ком-то или о чем-то, и эти действия имеют разрушительные последствия.

3. «Невинные сплетни». Обычно источником таких сплетен являются люди, озабоченные судьбой другого, но из-за неправильной оценки или анализа, а также из-за недостатка мудрости они неосознанно творят зло. Чаще всего в основе таких действий лежит эгоистическое желание доказать всем свою полезность. Однако и такой род сплетен приносит весьма худые плоды.

Чтобы контролировать себя, распространяя те или иные сведения, нужно бодрствовать и сначала ответить на вопросы:

1. Хорошо или плохо я поступаю, распространяя сведения?

2. Не побуждает ли меня к этому обида, зависть, эгоистические стремления, тщеславие и гордость?

3. Какой плод нашим отношениям это даст, не нарушит ли это единство, не создаст ли недоверие, подозрительность, не внесет ли какой-нибудь горький корень?

4. Достоверны ли эти сведения? Как ими воспользоваться, чтобы сохранить и умножить мир и помочь человеку приблизиться к Богу? Будут ли они служить на пользу?

5. Как эти сведения отразятся на церкви, на братьях и сестрах, на репутации человека, о котором распространяются сведения?

6. Милосердно ли и снисходительно ли я поступаю, с духом прощения или с духом обиды и мести?

7. Хочет ли этого Господь?

Если бы мы честно отвечали на эти вопросы и поступали по совести, то лавина сплетен была бы остановлена. Важно никогда не быть участником в распространении сплетен и не быть слушателем, даже пассивным. Никто не смог бы распространять сплетни, если бы их было некому слушать. Важно также иметь мужество и твердое желание прекращать сплетни простыми репликами и вопросами: «Ты это говоришь, как перед Богом? Можешь ты это сказать в присутствии этого человека? Ты это слышал сам или тебе кто-то сказал? Контролируй совесть!» Важно решительно пресекать сплетни и наказывать сплетников, особенно тех, которые являются источником их появления и распространения.

4. Клевета и злословие.

Клевета — это намеренное распространение вредных слухов и разрушающей души информации. Клевета несет тройное зло и является особенно опасным грехом. Клевета несет вред трем группам людей: а) тем, кто ее распространяет; б) тем, кто ее слушает; в) тем, о ком клевещут. Одним из имен дьявола является «клеветник» (Мф.4:1; Лк.4:2; Ин.8:44; 1Пет.5:8; Деян.13:10; Иак.4:7; 1Ин.3:8; Еф.4:27; 1Тим.3:7; Евр.2:14; Отк.2:10; Отк.20:10 и др.) — diabolos (индекс Стронга — [1228])5.1, 5.2. В 1Тим.3:11, сказано, что жены дьяконов должны быть «не клеветницы», что в оригинале означает «не должны участвовать в чем-то дьявольском». Диавол при клевете выступает как судья, как обвинитель, как «клеветник братий наших» (Отк.12:10) и пытается занять место Бога и играть роль Бога в суде, а такого права Бог ему никогда не давал (Отк.12:10).

Клевета является страшным грехом, несущим тяжелые разрушения. Посредством клеветы сатана как мастер клеветы и отец лжи незаметно делает людей своими соработниками и их языком губит их души и души других людей. Особенностью человеческой плотской натуры является то, что люди с особым удовольствием слушают и повторяют злобные истории о человеке, чем те истории, которые показывают его в хорошем свете. Клевету и сплетни, которые распространяются с большой скоростью и охватывают многих людей, очень трудно остановить и нейтрализовать. При этом гнилые слова подобны вредоносным микробам, которые заражают многих; подобны перьям и пыли, разносимыми ветром и которых нельзя потом полностью собрать. Воздержание от клеветы предполагает, что человек не говорит ничего плохого о людях, даже если нечего сказать хорошего. Клевета — это невидимое оружие дьявола, которое способно заразить души миллионов людей. Здесь особенно важно воздержание и бодрствование, чтобы незаметно не оказаться в стане врага и не начать воевать против своих. Древнегреческий писатель-сатирик Лукиан (117-190) писал: «Клеветой многие уже роды истреблены, города с землей сравнены, отец в безумии встает на сына, брат на брата родного, дети на родителей. Много дружеских связей расторгнуто, много домов превращено в развалины доверием клевете»5.6.

Писание категорически запрещает нам быть участниками клеветы, т.е. не только не клеветать, но и не быть участником этих дел и не принимать поношения на ближних:

Пс.100:5: «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю».

Пр.6:16-19: «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями».

Пс.14:1-3: «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего».

Пс.49:16-21: «Грешнику же говорит Бог: что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя? когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься; уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство; сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь; ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои».

Пр.10:18: «… кто разглашает клевету, тот глуп».

1Тим.3:11: «… жены их должны быть… не клеветницы».

Тит. 2:3: «… чтобы старицы… не были клеветницами».

Еф.5:6-11: «Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак, не будьте сообщниками их. Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте».

Иак.4:11: «Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья».

Тяжесть клеветы остается долго не только на оклеветанном человеке, но клеймо клеветника также пристает на всю жизнь и к клевещущему: «Веди тяжбу с соперником твоим, но тайны другого не открывай, дабы не укорил тебя услышавший это, и тогда бесчестие твое не отойдет от тебя» (Пр.25:9,10).

Чаще всего, клевета — это месть трусливых людей и орудие зависти. Многие «дружбы» и отношения возникают и сохраняются только на основе разговоров об общих врагах, когда завистливые и мстительные люди дружат не «за истину», а «против кого-то»:

Клевета — сердцам людей отрава,

Слепота для глаз и грязь для слуха,

Клевета — бессилие для правых,

Слабых месть и возвышенье низких духом5.26.

Клеветники часто находят себе оправдание в том, что слух, соответствующий правде, не является грехом. Это совершенно не соответствует Писанию, потому что факты можно преподносить по-разному, имея при этом цель опорочить другого человека или отомстить ему. Д. Стоуэлл пишет по этому поводу: «Ничего не может быть дальше от истины. Дело не в том, правда это или ложь, а в том, насколько эти слова чисты и не являются ли они нарушением тайны. Эта мысль четко выражена в Рим.14:19: “Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию” и в Еф.4:29: “Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим»5.12.

Прекрасное объяснение ошибочности того мнения, что правда не может быть клеветой, дано Иоанном Златоустом: «Никто не говори: тогда злословил бы я, когда бы говорил неправду, но если говорю истину, то уже не злословлю. Хотя бы в твоем злословии и была истина, и в таком случае оно преступно. Фарисей, злословя мытаря, говорил истину, но это не принесло ему никакой пользы… Хочешь исправить брата? Поплачь, помолись Богу, дай ему увещевание наедине, посоветуй, попроси… Покажи любовь к грешнику, уверь его, что напоминаешь ему о грехе, усердствуя и заботясь о нем, а не желая обесславить его… Убеждаю тебя заграждать уши не только от злословящих, но и от тех, которые слушают злословящих… Скажи ближнему: ты намерен похвалить кого-нибудь и ободрить? Открываю слух, чтобы принять это благовоние. Если же хочешь злословить, заграждаю вход твоим словам, потому что не могу принять зловония и нечистоты… Кто любит злословить и разведывать о чужой жизни, тому некогда позаботиться о собственной жизни»5.27.

При сплетнях, клевете, злословии и пустословии одно небрежное слово может сотворить целую лавину зла. Яков Левен приводит пример о том, что «в снежных горах Швейцарии проводники предупреждают путешественников, чтобы они не произносили ни одного слова. Это связано с тем, что от малейшего колебания воздуха нависший снег, готовый обрушиться в любой момент, может отделиться от глыбы и произвести обвал, стать страшной лавиной, уносящей все за собою в пропасть». «Кто бы подумал, — пишет он — что одно слово может вызвать такие страшные последствия. Однако нравственное влияние наших слов невыразимо значительнее. Необдуманные слова, которые мы так часто и легко бросаем на ветер, двигают событиями в течение веков»5.28.

Чаще всего клевета является проявлением многих грехов, таящихся в человеке: тщеславие, зависть, гордость, ненависть к человеку и жажда мести, праздность, любопытство. Справедливо отметил У. Дюрант: «Говорить плохо о других — бесчестный способ хвалить себя». Часто причиной клеветы является нереализованность человека в полезном труде из-за его праздности и лени. О таких людях говорит Павел: «Молодых же вдовиц не принимай… притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно» (1Тим.5:11,13).

Чтобы проявить воздержание и противостать греху клеветы и сплетен необходимо:

1. Никогда не участвовать в негативных обсуждениях, в осуждениях, в распространении любой информации, порочащей человека, но, наоборот, пресекать такие общения, обличать участников и твердо останавливать подобные разговоры, чтобы не стать соучастником греха (Еф.5:6-11).

2. Обратиться к тому, на кого направлена клевета и с любовью помочь ему (Гал.5:13-15; Гал.6:1,2; 1Фес.5:14-22; Иак.5:19,20; Рим.13:10; 1Пет.4:8), приложить все усилия, чтобы защитить жертву клеветы.