Парадокс любви

25 С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им:

26 если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;

(Лк. 14:25-26)

     Думаю, не ошибусь, если скажу, что не меня одного пугали и отталкивали эти слова своей категоричностью при первом их прочтении. Самое родное и дорогое, что есть у человека, везде и во все времена – это отец, мать, жена, дети, семья, и конечно же, собственная жизнь. Для их блага человек трудится, их идет защищать на войну, о них постоянно молится, на них возлагает надежды в будущем. Мысль о противопоставлении любви к самым дорогим нам людям с ученичеством Христовым повергает в смущение. Не нужно быть ученым или богословом, чтобы найти в истории достаточное число примеров, когда данные стихи интерпретировались как необходимость отчуждения, отдаления от наших любимых и родных ради любви к Богу. Либо интерпретировались как призыв Христа к обособленной уединенной жизни, вдали от родных и близких, в полном посвящении себя духовному «служению» и несению своего креста. Такое понимание, да еще наложенное на наш славянский менталитет, часто выражающийся с принципе «чем хуже, тем лучше», порождал секты и мировоззрения, прямо противоположные духу Писания. Одна молодая девушка попала в церковь, где говорили о Боге и учили «библейским» принципам. После пребывания в этой церкви отношение девушки к своей матери резко изменилось. Однажды дочь сказала матери: ты мне никто. Такие извращенные результаты идут от совершенно неправильного понимания данного стиха. Когда человек начинает действительно ненавидеть мать или жену или детей ради веры в Бога, он становится на очень опасный, бесовский путь религиозного фанатизма. Этот путь ничего общего с живой верой в Бога не имеет. Однозначно, разрыв связей с родными, безразличие к матери или отцу, к сыну или дочери, к брату или сестре не приближает человека к Богу, но напротив, бесконечно отдаляет от Него. Там где ненависть, самоизоляция, отсутствие нормального общения с родными и просто с людьми, где постоянное осуждение, непринятие ближнего, там нет Бога, но неустройство и все худое.

     Сегодня эти слова Христа остаются совершенно актуальными и несущими в себе жизнь.

     Мысль, которая в них звучит: «безраздельная любовь к Богу наполняет наши руки тем, что мы можем дать нашим любимым и родным».

     При толковании любого текста Писания необходимо помнить главный принцип христианской веры – это любовь, без которой сама вера вообще теряет всякий смысл. Природа Самого Бога есть также любовь.

     Ненависть и любовь – это две противоположности, которые никак друг с другом несовместимы. И все же, они могут уживаться в одном человеческом сердце. Человек способен одновременно любить и ненавидеть. Но любовь в соседстве с ненавистью, когда человек любит одних, но ненавидит других, никогда не станет Божьей любовью. Потому что такая любовь всегда разбавляется ядом ненависти.

     Несмотря на человеческую природу Иисуса Христа, в Нем было только одно начало – доброе. В Его  сердце не было ненависти, только любовь. Тот, Кто сказал: «любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас и гонящим вас», не учит о ненависти к своим ближним и не проповедуетк ним ненависть. Нигде в Священно Писании, ни в Ветхом Завете, ни в Новом Завете, ненависть человека к человеку не превозносится и не расценивается, как положительное качество.

     Ненависть, мстительность, жестокость, бессердечие всегда порицались пророками Божьими, всегда человек нес на себе последствия своей ненависти. Без сомнения, это качество присущее дьяволу и духовному миру, им созданному.

     Тем более здесь нет призыва к ненависти, что самым реальным и видимым проявлением любви человека к Богу, как раз и является его любовь к ближнему.

     О чем же Господь нам здесь говорит?

 1. Христос не противопоставляет Себя нашим родным, но указывает на первопричину здоровых отношений

     Иисус не противопоставляет здесь Себя самым близким и дорогим для человека людям. Он не говорит: или Я или они (а именно такое понимание этих слов породило и порождает сектантство). Иисус говорит: измени свое отношение ко Мне кардинальным образом, потому что эти отношения – база, условие здоровья всех других отношений, в том числе с твоими родными.

     Эту мысль очень сложно принять, потому что человеку, неверующему и порой верующему, все время кажется, что он способен на что-то без Бога. Но те, кто вовремя понял свою нищету и повернулся лицом к Создателю, обогатили своих любимых неизмеримо.

     Разве Авраам не возненавидел своего сына и жену, чтобы принять уроки Божьи? Возненавидел.

     Авраам готов был принести в жертву своего сына Исаака. Как сильно Авраам ни любил бы Исаака, без любви и послушания Богу он никогда не смог бы дать ему столько, сколько дал. Именно по вере Авраама Господь благословил Исаака и всех его потомков, даже до современного времени. Большей любви к своему сыну отец, наверное, не может дать. Отец может накопить денег, собрать состояние и передать это своему сыну. Но если сын беспутный и глупый, это состояние не пойдет ему на пользу. Отец может выбрать хорошую, мудрую невесту своему сыну. Но если сын не научился любить, в его семье не будет полного счастья и единства. Возложив Исаака на жертвенник и занеся над ним нож, Авраам научил Исаака любить Бога бескомпромиссно. Можно сказать, что он возненавидел сына и возлюбил Бога. Положить сына на жертвенный костер – такое действие казалось не меньшим безумием в те времена, чем было бы сегодня. Именно поэтому Авраам никому ничего не сказал, и свои намерения оставил в тайне от всех домашних, даже от своей жены Сарры. Боль такого решения, решения о послушании Богу, принесла обильные благословения.

     Разве Закхей не возненавидел свою семью и свою прежнюю жизнь, чтобы принять любовь Божью? Конечно. «Половину моего имения раздам нищим и кого чем обидел, раздам вчетверо» - сказал. Много жен могло бы сказать своим мужьям в такой ситуации: ты что делаешь? Куда ты все из дома выносишь? Как мы жить дальше будем, без такого имения, без твоей работы? А Закхей смотрит в корень вещей. Он наелся уже этого добра, неправедно добытого, и понял, что большего, чем есть, оно дать не может. Надо менять отношения с Богом, кардинально. В этом выход, и не только для него, но и для всей семьи.

     Представим себе образно источник тепла и света и вокруг него сферу с планетами. Планеты могут перемещаться только в плоскости сферы, могут также двигаться к центру, к источнику, но не выходя из плоскости сферы. Если к источнику движется одна планета, то это влечет за собой перемещение всей сферы, уменьшая ее радиус. Если планеты движутся только в плоскости сферы, приближения к источнику не происходит. Точно так и человек – если он двигается в своей любви только навстречу своим родным, внутри своего мирка, то движения к источнику любви не происходит. Всем будет все равно в какой-то степени холодно и темно. Но если один их них станет приближаться к Богу, то теплее и светлее станет всем.

     Первопричина и источник любви Бог, поэтому чем ближе к Нему, тем теплее в сфере наших человеческих отношений.

 2. любовь к Богу наполовину ведет к фанатизму и ересям

     «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником». «возненавидеть» Иисус здесь использует, как сильную степень сравнения любви человека к Богу и любви человека к другим людям, членам семьи. Господь не довольствуется нашими симпатиями и благосклонным к Нему расположением. Он призывает человека к безраздельной любви к Нему. Бог есть Бог ревнитель - часто такое имя мы встречаем в Ветхом Завете неспроста. Потому что эта любовь к Богу является источником в человеке всякой другой любви. В этом вся суть призыва Христа.

     И в этих словах Господь говорит – обогатись у Меня, чтобы ты имел что дать тем, кто тебе дорог. Но обогатиться ты сможешь, только если повернешься ко Мне лицом. Не боком и не спиной, а лицом.

     Иисус говорит, что Бога невозможно полюбить чуть-чуть, наполовину. Эта мысль совершенно не новая, Иисус выражает ее только в актуальном для слушателей контексте. Бог есть Бог ревнитель, Он призывает безраздельно отдать наше сердце Ему. И как следствие, человек не отворачивается от родных, но наоборот, эта любовь приобретает новый смысл и новое содержание для него.

     У Бога не бывает ничего наполовину. Невозможно быть наполовину верующим, нельзя наполовину любить, наполовину идти вперед. Когда наполовину, то возникают сразу проблемы с такой любовью и с такой верой. Когда человек поворачивается к Богу только наполовину, тогда Господь не может полностью дать такому человеку. Поэтому и возненавидеть, чтобы по-настоящему полюбить.

     На фоне общего неверия и непринятия Бога в Израиле во времена Своего первого пришествия, Иисус поднимает планку любви к Богу на такую, кажется, недосягаемую высоту. Почему? Потому что Он воочию убедился к чему приводит обратное: попытка служить Богу без настоящей, безраздельной любви к Нему ведет к пагубному фанатизму, к страданиям, к черствости и лицемерию. Иисус говорит праведным и благочестивым фарисеям «знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу» Ин. 5:42. Иисус говорит в одном из споров с книжниками и фарисеями: зачем вы заменяете заповедь Божью вашим правилом: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, то может уже и не заботиться о своих родных. Вот она, лицемерная, эгоистичная, дешевая любовь к отцу или матери, которая не основана на безраздельной любви к Богу, но которая питается только лишь собственным эгоизмом. Иисус исцеляет в субботу в синагоге калеку с сухой рукой. Это было абсолютно невообразимым событием – жизнь человека изменяется с этого момента навсегда. Человек может полноценно жить и трудиться, может радоваться жизни, как и все другие, он больше не калека. Но вместо радости за этого человека и благодарности Иисусу за решение конкретной проблемы, начальник синагоги говорит: есть шесть дней в неделе, в них и приходите исцеляться, но не в день субботний. Вот любовь к ближнему без безраздельной любви к Богу. Дешевая, поверхностная, не несущая в себе ни капли тепла, разрушительная.

     Любить Бога не наполовину, а всецело, прежде всего, означает никогда не останавливаться на пути к духовному совершенству, на пути к пониманию Божьих истин. Когда Давид в псалмах пишет о себе, что он встает еще до зари, с раннего утра, чтобы размышлять о законе Божьем, углубляться в заповеди Божьи, мы понимаем, что делает он это не по накатанной привычке, не по долгу. Но потому, что в Божьих заповедях и Божьем законе нашел совершенство. И к нему он стремится.

 3. без Бога и Его любви наши руки пусты

     Замечено, что когда в семье начинаются финансовые проблемы, то отношения накаляются и сильно расстраиваются. Я думаю, что лишение финансового благополучия оголяет натуру человека и лишь открывает тот простой факт, что на самом деле ему нечего дать его родным и любимым (не материально, духовно, естественно). Когда хватает денег и материально все хорошо, эта духовная нищета как-то прячется за приятными ощущениями жизненного комфорта. Иисус так говорит, потому что без Него нам нечего дать нашим родным.

     Возненавидеть своего отца или мать, жену или детей, братьев или сестер в этом контексте – означает изменить приоритеты, привычки и стремления и направить их навстречу Богу. Любовь, даже самая нежная и преданная (мужа к жене, жены к мужу, родителя к ребенку, брата к сестре) не будет совершенной без настоящей и искренней любви к Богу. Образно говоря, если в моих руках только непригодные вещи, только рухлядь, отжившие свое табуреты и стулья, поломанные игрушки, то как бы я ни любил своих родных, мне нечего им дать, кроме этого старого никому ненужного хлама. Таково состояние нашего сердца без любви к Богу – там старое и отжившее, никому ненужная рухлядь мелочных стремлений и невежества. Омертвевшие обиды и нелепые придирки; важные дела, которые таковыми только кажутся.  Вот все это и ему подобное, наносное заполняет наши сердца и мысли без участия Бога. Чувствами мы, конечно, очень любим своих родных, но проблема в том, что без Бога нам нечего им дать.

     Невозможно машину, у которой неисправен мотор, починить заменив колесо, или фару, или перекрашивая ее. Нужно чинить мотор. Точно так же, по-настоящему полюбить отца, мать, жену, детей можно только лишь полюбив безраздельно Бога. Тут можно возразить: ведь не только родители-христиане любят своих детей или не только дети-христиане жертвенно заботятся о своих родителях. Бывает как раз часто наоборот. Но здесь идет речь о качестве и наполненности этой любви. Безусловно, никакая мать не желает зла своему ребенку. Но далеко не всякая мать или отец готовы признать, что ее или его поведение и симпатии на 60-80 процентов определяют мировоззрение ребенка. Далеко не всякая мать или отец готовы изменяться сами, для того, чтобы сын или дочь, которые (они знают это) берут с них пример, не переняли худшее не только в характере, но и в образе жизни. У родителей нередко встречается и такое понимание: все в человеке определяют гены. Поэтому нет смысла особо переживать и заботиться о своем ребенке. Что в генах заложено, то с него и вырастет. Вот пример, может быть, искренней любви, но снимающей с себя всякую ответственность. Не каждый родитель готов взять на себя ответственность и помочь ребенку в выборе будущей профессии. Решай сам или сама, лишь бы тебе было хорошо. А как оно хорошо, что надо делать, чтобы оно было хорошо – не знает ребенок еще в этом возрасте. Не всякий родитель откажется от реализации в своем сыне или дочери собственных амбиций, искренне полагая, что то, чего он хочет, пойдет его чаду на пользу. И не замечая, что это лишь льстит его собственному самолюбию. Муж, который любит свою жену, но молча спихивает на нее всю работу по дому и по детям, не так просто откажется от укоренившегося в нем убеждения, что он по определению постоянно занят чем-то важным и иначе быть просто не может. Это его стиль жизни – стиль занятого человека, созидающего, может быть даже и вечные ценности. Не каждый готов не следовать детским капризам и не потакать всем причудливым желаниям своего ребенка. Не каждый родитель способен действительно дать своему ребенку то, что ему будет на пользу. При всей нашей любви к нашим родным, не говоря уже о людях более широкого круга, нужно признать, что в наших руках не так много того, чем мы можем обогатить тех, кто нам дорог.

     Любви, которая больше отдает, чем берет, которая готова прощать, жертвовать, не ищет своего, а пользы другого, не существует в испорченной человеческой природе. Ее просто там нет и быть не может. Любви совершенной может научить только совершенный Господь. А совершенная любовь – та, которая знает что действительно человеку во благо, которая смотрит в перспективу, которая всегда в конечном итоге действует ко благу. Поэтому чем ближе человек сердцем приближается к Богу, тем более искренней, чистой и жертвенной любовью он учится любить своих родных. Приобретая при этом чуткость и мудрость сердца.

     «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником»

     Но разве планка такой любви достижима? Разве можно так безраздельно любить Бога?

     В этом для нас сегодня весь вопрос. Если такая любовь недостижима, то тогда и говорить не о чем, не о чем и проповедовать. Но она достижима, и это мы видим не только из библейских историй или отдаленных единичных, уникальных случаев. Мы видим это вокруг себя. Когда мы говорим «достижима», мы понимаем конечно, что во всем совершенстве – конечно никогда, здесь на земле. Но Господь Иисус задает нам направление – туда нужно идти. И наш собственный опыт христианской жизни подтверждает, что направление это правильное.

     Возненавидеть – это не бояться, возможно, доставить временную боль человеку ради его дальнейшего блага.

     Возненавидеть – это дать оценку своим действиям, своему мировоззрению. Это принять на себя ответственность за собственные стремления, образ жизни и с Божьей помощью их изменять, ради блага тех же ближних.

     Возненавидеть – это относиться к своим родным не с позиций реализации своих амбиций, не для того, чтобы потом и мои дети позаботились обо мне, служение не для галочки, но искренне и от чистого сердца.

     Итак, в заключение:

1. Господь не противопоставляет Себя нашим родным, но безапелляционно говорит, что любовь к Нему является источником всякой другой любви;

2. невозможно любить Бога наполовину. Никогда не ставь для себя порог в познании Бога, но познавай Его постоянно;

3. наши руки без Него пусты. У Него источник любви, которую мы можем отдать тем, кто нам дорог.

 Байдун С.