Вступление

ВОСПОЙТЕ ГОСПОДУ СЛАВУ

Христианское песнопение — это не только важная часть церковных богослужений, но и жизненная потребность последователей Христа. Оно ободряет и подкрепляет дух, вселяет в сердце надежду и радость, возносит и утверждает Божии истины, назидает и устремляет к горнему.

Священное Писание говорит нам о том, что дети Божии использовали этот чудесный Божественный дар музыки, псалмов, гимнов и духовных песнопений в самых различных жизненных ситуациях. Музыка может иметь разный источник и разное воздействие на людей. Только Бог является Автором всего прекрасного (Иак. 1:17), а силы зла стремятся превратить Божью красоту и гармонию в подделку и имитацию и вводят фальшивые ноты, свойственные греховной человеческой природе. Еще во время Сотворения, задолго до изобретения струнных и духовых инструментов, звучала Божья музыка (Иов 38:4, 7). Ангелы чудным пением воспевали славу Господа во время Рождения Христа (Лк. 2:13), Иисус пел, славя Бога (Пс. 21:23, Евр. 2:12), поет также Сам Бог (Соф. 3:17). Пение, рожденное от Бога, всегда служило источником вдохновения и укрепления духа в разных жизненных ситуациях. Господь Иисус Христос пел вместе с учениками перед голгофскими страданиями (Мф. 26:30; Мк. 14:26), Апостол Павел и Сила воспевали славу Божию, находясь в заключении (Деян. 16:25). Во времена Ветхого Завета пением славили Творца и Его дивные дела Моисей и его народ (Исх. 14:31; Пс. 105:12), Мариам (Исх. 15:20, 21), Девора (Суд. 5:1), Сыны Кореевы (Пс. 42, Пс. 44, Пс. 45, Пс. 46, Пс. 47, Пс. 48 и др.), Еман (Пс. 87), Асаф (Пс. 49, Пс. 74, Пс. 76, Пс. 78, Пс. 79, Пс. 80, Пс. 81, Пс. 82 и др.), Соломон (Пс. 126, 3Цар. 4:32) и, конечно же, псалмопевец Давид (см. книгу “Псалтирь”).

Из Библии мы видим, что музыка, в зависимости от источника ее происхождения, может иметь как положительное (1Цар. 16:22, 23; 4Цар. 3:15; Исх. 15:20, 21), так и отрицательное воздействие (Дан. 3:4-7; Ис. 5:11, 12; Исх. 32:6-19; 1Кор. 10:5-7; Мк . 6:14-29). Бог всегда осуждал и осудит в будущем вместе с грехами людей и греховную музыку (Быт. 6:6, 7; Ис. 14:11; Отк. 18:21, 22). Пение, рожденное от Бога, прославляет Творца и приносит добрые плоды, несет благую весть миру и вселяет светлую надежду в сердца людей, что оно послужит добрым основанием, чтобы воспеть и услышать в Царствии Божием новую песнь, наполненную чистотой и святостью (Отк. 14:3; Отк. 15:3).

В отличие от мирского (недуховного), христианское песнопение рождается под водительством Духа Святого и имеет следующие основные признаки:

1. Имеет своим источником Господа, исполнено Духом Святым, отражает опыт и переживания детей Божиих, духовных людей (Кол. 3:16; Еф. 5:18, 19; Ис. 12:2; Пс. 117:14; Пс. 94:1-7; 1Кор. 14:15).

2. Служит для прославления Бога (Пс. 68:31; Пс. 91:2-6; Пс. 103:34; Пс. 29:5; Пс. 20:14).

3. Основано на Слове Божием, не противоречит духу Писания, имеет вечные, непреходящие ценности, наполнено здравым смыслом (Пс. 118:54; Пс. 118:50; Кол. 3:16; 1Кор. 14:15; 1Пар. 16:23).

4. Назидает, направлено к небесам, возвышает, ободряет, объединяет, несет чистоту и свет, побуждает к оставлению греха и направляет к святости и благодарности (Кол. 3:16; Еф. 5:18-20; Пс. 91:2).

5. Естественно и гармонично, лишено чуждых ритмов, несет простоту и сердечность, характеризуется благоговением и трепетом, имеет Божественную радость (Ис. 66:2; Пс. 32:3; Пс. 80:2; Еф. 5:18, 19; Пс. 9:3; Пс. 103:34; Пс. 134:3; Иак. 5:13; Иак. 4:6, 10; Ис. 57:15; Пс. 50:17, 19).

6. Предусматривает духовных авторов, духовное восприятие и духовное исполнение, при котором славится Господь, а не человек, имеет преемственность и добрые плоды, выдерживает проверку временем (Еф. 5:19; Пс. 103:34; Пс. 118:113; 1Пет. 2:5; Рим. 8:5; 1Кор. 2:14, 15; Кол. 3:16; Мф. 7:16).

7. Решающая роль принадлежит духовному, которому подчинено душевное, а также слову (тексту), при этом мелодия и ритм не занимают первого места, но служат для того, чтобы донести смысл пения (1Пар. 16:23; Пр. 18:4; Пр. 22:17; Евр. 11:3; Пс. 118:105; Пс. 118:54; Еф. 1:17, 18; Ис. 55:11; Пс. 118:130; Еккл. 12:11).

Исходя из этих критериев, готовился к изданию этот новый сборник “Гимны пробуждения”, в котором мы постарались совместить все преимущества ранее выпущенных изданий. Цель выпуска сборника – развитие общего пения в церквах (преимущественно вновь созданных) и христианских общениях.

Это издание имеет следующие особенности:

а) все произведения имеют не только стихотворный материал, но и нотный, который представлен отдельно, что дает удобство в использовании сборника музыкантами;

б) во многих произведениях тональности подобраны для более удобного исполнения;

в) каждое произведение имеет буквенные обозначения гармонии;

г) дана классификация произведений по темам и по назначению;

д) большинство произведений максимально приближены к авторским первоисточникам как в нотах, так и в стихах, осуществлена литературная редакция некоторых гимнов, найдены имена авторов;

е) сборник можно обеспечить аудиоприложением, которое планируется к выпуску.

Благодарность Господу за Его милость в осуществлении этого труда. Да благословит Господь всех детей Своих в любви, радости и трепете прославлять Творца, “во благодати воспевая в сердцах ваших Господу”.

В.С. Немцев